Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
...аравне с Богом
Ашшуром. Но Синаххериб не слишком благоговел перед городами и храмами, даже
ассирийскими.
В 689 году он подошел к городу во главе своих полчищ и потребовал его
немедленной сдачи. Вавилоняне отказались. Тогда ассирийский царь силой взял
Вавилон. Город был отдан войскам на разграбление. Население его частью
переселили, частью отдали в рабство.
Синаххериб торжественно перевез в Ниневию в качестве трофея своей победы статую
бога Мардука, а также царскую печать.
Как только сокровища города были перевезены в Ассирию, Синаххериб приказал
снести жилые дома Вавилона, улицы, кварталы, храмы богов с высокими, "до неба",
башнями. Во всех уголках большого города бушевало пламя пожарищ, за десятки
километров было видно красное зарево огня, пожирающего один из величайших
центров древнего Востока, в котором завоеватель видел лишь источник "крамол".
Так ассирийский царь стер прославленный древний город Вавилон с лица земли.
После этого мощные воды Евфрата были пущены по разрушенному городу, чтобы
Вавилон, который не желал повиноваться Синаххерибу, более' никогда не встал из
развалин. Местность превратилась в болото. Желая раз и навсегда покончить с
вавилонским царством, царь отмечал в своих надписях: ". .дабы в грядущие времена
никто не мог найти даже место этого города, я залил его водой. Город и дома в
нем, с основания до верхних покоев, я срыл, разрушил, сжег огнем". Но и всего
этого Синаххерибу было мало. Уничтожив город физически, он пожелал проделать это
же символически. По его приказу на корабли была погружена вавилонская земля,
затем ее отвезли в Дильмун и там развеяли по воздуху.
Эта кощунственная жестокость ужаснула всю Переднюю Азию и вызвала серьезное
недовольство даже в самой Ассирии. Синаххериб был вынужден сделать некоторые
шаги, направленные на примирение с жрецами. Так, было объявлено, что великие
боги сами прогневались на Вавилон за грехи его обитателей и решили его покинуть.
Своим варварским поступком Синаххериб не добился, однако, спокойствия и мира.
Порядок в государстве не был восстановлен, смуты и недовольство продолжались
В пику Ашшуру - резиденции своего отца, Синаххериб сделал Ниневию столицей
государства, включавшего в свои границы все Двуречье: на западе вплоть до Сирии
и Палестины, а на востоке - до владений диких горных народов, которые не
удавалось покорить хоть на сколько-нибудь продолжительный срок. Своим именем
город обязан Нин - великой богине Двуречья.
КИПСЕЛ
23
Синаххериб был первым цезарем на троне этого города, ставшего центром
цивилизации, так же как впоследствии Нерон был первым цезарем Рима. Да Ниневия и
была ассирийским Римом, могущественнейшим городом, столицей мировой державы,
городом гигантских дворцов, гигантских площадей, длинных улиц, городом новой,
неслыханной дотоле техники.
Синаххериб повелел повсюду разбить цветники и фруктовые сады. Он заново отстроил
царские дворцы и храмы. Синаххериб распорядился разрушить до основания прежний
ниневийский дворец и построить на его месте новый. Этот дворец считался самым
совершенным и величественным произведением своеобразного ассирийского зодчества.
Огромное количество военной добычи и дани, стекавшееся в Ниневию, привлекало
туда множество купцов Ассирийцы предпочитали военную добычу купленному товару.
Но они разрешали приезжать в Ниневию и торговать купцам из Вавилонии, Сирии,
Финикии и даже Египта. Только на войне они не признавали никакого другого права,
кроме права сильного; в мирные же времена царь (если верить официальным
надписям) первый показывал пример уважения к закону: наравне с простыми
подданными заключал условия и договоры, за все платил "настоящую цену"
Остаток своей жизни царь Синаххериб провел в Ниневии, так как чувствовал себя
здесь достаточно спокойно, уделив ее благоустройству много внимания К городу был
подведен акведук, вокруг нового дворца разбит сад, в котором наряду с различными
необыкновенными растениями рос и хлопок.
В городе были проложены новые прямые улицы. Синаххериб отдал распоряжение, по
которому всякий, кто, выстроив дом, осмелится при этом нарушить прямую линию
улицы, будет посажен на кол прямо на крыше своего дома. Правителем Вавилонии и
своим наследником Синаххериб назначил Асархаддона, который был его сыном от
сириянки.
В 681 году, после 23-летнего царствования, блистательных военных походов и
побед, великий Синаххериб стал жертвой дворцового переворота. Он был убит в
храме двумя своими сыновьями - Адармаликом и Ашшурассаром. Ассирийский источник
сообщает, что Синаххериб пал мертвым между изображениями божеств-хранителей и,
следовательно, в их присутствии. В этом видится кара богов.
Убийцы Синаххериба бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войсками
направились в Метилену. Здесь их встретил и разбил третий сын Синаххериба -
Асархаддон, отомстивший за своего отца. Несмотря на все трудности положения,
Асархаддону удалось подавить мятеж, так как и среди мятежников имелись
значительные разногласия. Двое восставших сыновей Синаххериба спаслись бегством
в недоступные районы Армянского нагорья. Сторонники их были истреблены.
КИПСЕЛ
(? - ок. 627 до Р. X.)
Тиран (правитель) Коринфа (ок. 657 - ок. 627 годов), при котором город переживал
экономический, политический, культурный рассвет. Изгнал знатный род Бакхиадов,
захвативших в свои руки всю власть в государстве.
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
Столкновение двух фаланг Рисунок на греческой вазе
Тирания - заметное явление в истории Древней Греции. В городе-полисе власть
нередко захватывалась узурпатором, который в своей политической деятельности
игнорировал законы и волю традиционных учреждений, таких как совет, народное
собрание и др.
Социально-политический кризис, через который прошли многие малоазийские города -
Ми-лет, Эфес, города эгейского региона - Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы
- Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и другие, завершился установлением режима
личной власти.
Основную цель тирании - ослабление родовой аристократии - удалось воплотить
таким известным правителям, как Кипсел, Поликрат, Периандр.
Как и биографии других древних тиранов, сведения о правителе Коринфа Кипселе
навеяны устными рассказами, историями в передаче Геродота, Аристотеля и Других
авторов.
Как передает рассказ коринфянина Сокла Геродот, отец' Клпсела Эстион проживал в
местности Петра и вел свой род от лапифа (мифическое племя, победившее
кентавров) Кайнея. Вступив в брак с Лабдой, дочерью Бакхиада Амфиона, из-за
хромоты не нашедшей мужа из своего рода, он получил предсказание дельфийского
оракула, что ожидаемый от Лабды сын со временем лишит власти правящую в ту пору
династию Бакхиадов. Узнав об этом, правители приказали умертвить младенца.
Однако наемные убийцы, очарованные видом смеющегося младенца, не смогли
выполнить приказание. В другой раз мальчика спасла мать, спрятав сына. Таким
образом, предсказание сбылось и повзрослевший Кипсел после ряда драматических
событий все-таки пришел в Коринфе к власти.
Жизнеописание Кипсела, дошедшее до нас в работах античных авторов, имеет
сюжетное сходство с другими фольклорными произведениями, например, с мифами о
Персее или об Эдипе. Фольклорными истоками можно объяснить и само имя
коринфского тирана. По преданию, мать спрятала сына в сосуде - кипселе. То, что
указанные мифы имели хождение в Коринфе и действительно могли оказать влияние на
легендарное жизнеописание тирана, косвенно подтверждается изображениями данных
персонажей на ларце Кипсела, где Персей и сыновья Эдипа выполнены руками
коринфских мастеров эпохи Кипселидов.
Имеется также гипотеза, что Кипсел получил имя в связи с каким-то своим
отношением к гончарам или же к гончарному производству, получившему в Коринфе
большое развитие. Во всяком случае, археологические исследования показали, что
кипселы имели среди коринфян широкое распространение и встречались как
изготовленные из глины, так и плетеные. Таким образом, исходя из простонародного
происхождения имени тирана, делается вывод о его демократических корнях и о том,
что сам Кипсел был выходцем из социальных низов древнего коринфского общества.
Однако большинство исследователей не принимает этого объяснения, указывая, что
никто из античных авторов не подвергал сомнению именно аристократическое
происхождение Кипсела. Что же касается его легендарной био1
КИПСЕЛ
графии, то это, без сомнения, сказка, в которой нетрудно уловить отзвук
традиционного совета о добром и подвергавшемся поначалу преследованию царе.
Из рассказа Николая Дамасского, восходящим, вероятно, к Эфору, можно узнать о
приходе Кипсела к власти. Вначале он, скорее всего, занимал должность полемарха
Кипсел уменьшал приговоренным денежный штраф на ту сумму, которая полагалась
лично ему, и этим завоевал популярность в народе. Определенное подтверждение
приводит также и Аристотель. Он причисляет Кипсела к тем, кто от исполнения
должности дошел до тирании. А связь между военным руководством и демагогией
(общественной деятельностью) представляется ему типичной для способа, каким в
старые времена было положено начало владычеству тиранов.
Но если Кипсел был полемархом, то тогда очевидно также, что с материнской
стороны он действительно принадлежал к роду Бакхиадов, которые занимали высшие
должности. Можно предполагать, что во время государственного переворота за ним
стояли не только боеспособные земледельцы и те оштрафованные, которых он
пощадил, но, вероятно, и аристократы, не принадлежавшие к роду Бакхиадов. По
сведениям Николая Дамасского, Кипсел создал частное объединение членов своего
сословия (гетерию). Можно поверить автору и в том, что Кипсел убил предводителя
Бакхиадов по имени Пат-роклеид, или Гиппоклеид. Однако то, что, по его
сведениям, демос после этого провозгласил Кипсела царем, вызывает сильные
сомнения. Маловероятно, что демос в этот период мог совершить законный акт
подобного рода; во всяком случае, утверждение царем пожизненно в эпоху
существования годичных должностей выглядит анахронизмом Поводом к этому
утверждению Эфора послужило обращение к Кипселу как царю третьего из названных
Геродотом оракулов.
Однако сам Геродот говорит лишь то, что Кипсел сделался тираном и поступал
соответственно этому; Аристотель тоже явно ничего не знает о принятии должности
царя, которая, впрочем, из-за последних Бакхиадов пользовалась у народа дурной
славой. Недаром реакционный мегарский поэт Феог-нид восклицает.
Лучшие люди в изгнаньи, а городом подлые правят. Ох, если б Зевс навсегда род
Кипселидов сгубил.
В крайнем случае, речь может идти о спонтанном изъявлении чувств в том духе, что
освободитель от ненавистного гнета должен принять власть.
Бакхиады вынуждены были удалиться в изгнание. Лишь немногие согласились
покориться новому господину. Большинство изгнанных направилось на Керкиру,
которая по-прежнему находилась во враждебных отношениях с метрополией Коринфом и
где в них видели скорее друзей, нежели врагов, другие отправились в Спарту или
Македонию. Вероятно, члены этого рода попали тогда даже в Кавнос на Карийское
побережье. Бакхиад Демарат направился в далекую Этрурию, поддерживавшую с
Коринфом торговые отношения, где он благодаря вывезенным с родины богатствам
добился руки одной из дочерей правящего дома Тарквиниев. Одним из его сыновей,
согласно римскому преданию, был Тарквиний Приск, ставший властителем Рима.
Имения убитых или сосланных Бакхиадов Кипсел конфисковал и, предположительно,
передал своим сторонникам. О том, что он продолжал на них опираться,
свидетельствует замечание Аристотеля, который приписывает от26
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
каз тирана отличной охраны тому обстоятельству, что он тесно связан с демосом Он
опирался также на возвращенных им из изгнания врагов Бакхиадов, тогда как
отношение знатных Гераклидов к властителю недорийского происхождения было не
столь дружелюбным Как обстояли дела у коринфской общины под его владычеством,
остается неясным Нам ничего не известно о должностных лицах, совете или народном
собрании Ясно только, что Кип-сел, которому не было вручено никакой законной
верховной должности, не представлял общину и не выступал как ее уполномоченный,
а находился над и одновременно рядом с ней
Зачастую неправдоподобные или неясные данные поздних авторов позволяют все же
понять, что Кипсел в собственных целях в течение многих лет взимал налоги с
имущества в основном с крупных землевладельцев Это подтверждает его самовластное
положение относительно коринфской общины Была ли она расширена им за счет
вовлечения тех слоев населения, которые раньше были лишены права гражданства,
нельзя сказать с уверенностью, поскольку наличие восьми фил вместо прежних трех
или четырех подтверждается только для периода после свержения кипселидов (около
584 г ) Поскольку учреждение локальных фил - ибо о них есть сведения -
представляет собой "демократическую" меру и не могло быть осуществлено более
поздней олигархией, а Кипсел, пришедший к власти с помощью неблагородных слоев,
больше, чем его преемник Периандр, был заинтересован в длительном союзе с этими
кругами, - первому тирану приписывается расширение круга граждан, которое, без
сомнения, было связано с учреждением локальных фил Нам неизвестно, входили ли в
новые группы, кроме мелких землевладельцев, также и ремесленники
Перераспределение земельных владений Бакхиадов, проведенное, по всей видимости,
Кипселом, не смогло удовлетворить потребность в земле на тесной коринфской
территории, так что тирану приходилось опасаться недовольства и вражды со
стороны необеспеченных землей Люди, которым родная земля не давала прокормиться,
переселялись под предводительством знатных и основывали вдали свои собственные
города Кипсел сам организовал поход колонистов и не только поставил одного из
своих сыновей от побочной жены во главе предприятия, но и назначил его
властителем будущего поселения Аналогичные свидетельства есть о Левкасе,
Анактории и Амбракии их ойкистами и повелителями стали сыновья Пилада, Эхиада и
Торга Меньшие поселения на Этолийском и Акарнанском побережьях были вызваны к
жизни подобным же образом и могут быть связаны с тиранией в Коринфе Только о
городе Эпидамне, основанном в 627 году далеко на севере на Иллирийском побережье
враждебной Керкирой, точно известно, что участвовавшими в его основании
коринфянами предводительствовал аристократ из рода Гераклидов и они вышли из
подчинения тирану
Его владычество распространялось на прочие колонии как завоеванное копьем
имущество дома Кипсела, которое наследовала после свержения тирании коринфская
община, позднее обьявившая своей собственностью также дары Кипсела в Олимпии и
Дельфах Характерно, что основание подобной "колониальной империи" осуществлялось
не полисом, а благодаря силе человека, поднявшегося над ним
О дружественных или враждебных отношениях тирана с внешним миром нет никаких
свидетельств, кроме того, что он пытался снискать благосклонность Зевса в
Олимпии и Аполлона в Дельфах Одному он пожертвовал золоПЕРИАНДР
тую статую, другому, воодушевившему его на свержение Бакхиадов, он выразил свою
признательность, пожертвовав бронзовое пальмовое дерево и другие дары
Разумеется, в подобных дарах проявляется тщеславие Кипсела, который хотел
добиться всеобщего восхищения, сооружая памятники своему богатству и власти в
священных местах Но нельзя сомневаться и в подлинно религиозном стремлении
обеспечить себе благоволение великих богов, в чем нуждался тиран для сохранения
своего владычества, не опирающегося ни на какие традиции
30 лет Кипсел правил Коринфом, не вызвав серьезного сопротивления Когда он умер
около 627 года естественной смертью, то оставил имущество и владычество своему
40-летнему сыну Периандру, которого родила ему законная жена Кратея (Пилад,
Эхиад и Торг, вероятно, были детьми от побочных жен)
ПЕРИАНДР
(627 ? - 585 до Р. X.)
Тиран (правитель) Коринфа В результате проведенных им реформ была создана
могущественная держава, территория которой простиралась от Ионического моря до
Адриатического.
Тиран Коринфа Периандр был сыном Кипсела и Кратеи Будучи наследником богатства и
власти отца, Периандр с самого начала занял исключительное положение среди
властителей городов Ис-тма Он вступил в брак с дочерью тирана Прокла из
Эпидавра, внучкой аркадского царя Аристократа Мелиссой, которая в детстве
звалась Лисиди-кой Она родила ему дочь и двух сыновей, Кипсела и Ликофрона,
старший из которых был слабоумным Три других сына, Эвагор, Торг и Николай, не
являлись законными Нет никаких оснований считать антитиранской выдумкой рассказ
о том, что вспыльчивый Периандр своим жестоким обращением довел Мелиссу до
смерти, поскольку это повлекло за собой определенные политические последствия
Прокл, потрясенный смертью своей дочери, настраивал против отца 17-летнего
Ликофрона, который вскоре установил свою собственную, хотя и краткосрочную
тиранию в пограничных областях Узнав об этом, Периандр напал на Прокла, взял его
в плен и покорил Эпи-давр Захватив город, он занял важные позиции на побережье
Саронического залива Эгейского моря
Воинственный, по свидетельству Аристотеля, Периандр постоянно стремился к
приумножению своих владений и на берегах западного моря, где в некоторых местах
уже правили его сводные братья или их потомки Особенно притягивала его Керкира,
со своими плодородными землями и удобным расХрам
Апполона в Коринфе
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
положением на пути судов в Италию и на Сицилию. Он покорил остров и передал
владычество, предположительно, своему сыну Николаю. Позже, уже в конце жизни
Периандра, керкирцы, пытаясь сбросить ненавистный гнет, убили Николая. Тогда
Периандр вновь захватил остров и учинил за это страшную расправу над видными
семействами, после чего посадил на Керкире своего племянника Псамметиха, а сам
возвратился в Коринф. Нельзя сказать точно, в его ли время заложены такие города
на западном море, как, например, лежащая южнее Эпидамна Аполлония, и передал ли
он их во владение кому-либо из Кипселидов.
Как и отец, Периандр правил городом как законный царь или избранный глава.
Богатство, авторитет и свита Кипсела перешли к нему по-наследству. Вероятно, в
начале правления он шел по стопам своего предшественника и лишь позднее начал
править "тиранически" - перемена, которая, очевидно, действительно произошла,
даже если рассказ о ее причине и не заслуживает доверия. Согласно этому
рассказу, Периандр направил к тирану Фрасибулу в Милет посла, чтобы узнать, как
лучше всего утвердить свою власть. Ответом было символическое действо' тиран
прошел по полю, срезая верхушки колосьев, то есть его совет означал, что нужно
устранять выдающихся людей, особенно благородного происхождения.
Действительно, для тирана они представляли наибольшую опасность, и возможно, что
Периандр устранял их, будь то оставшихся в Коринфе Бакхи-адов или аристократов,
принадлежавших к Гераклидам. Против знатных и богатых был также направлен его
запрет на излишнюю роскошь и учреждение комиссии, которая должна была следить,
чтобы тратилось не больше, чем поступало в доход При этом Периандр стремился
укреплять нравственные основы жизни граждан, о чем свидетельствует его
распоряжение топить сводниц. Запрет бесцельно шататься на рынке и приобретать
рабов относился, в первую очередь, к сельскому населению и был нацелен на
увеличение трудовой активности и рост производства. Собрания, тем более
сельского населения, в городе представляли для тирана определенную опасность,
поэтому он стремился по возможности удерживать народ на сельских работах. Если
Периандр запретил приобретение рабов, то причиной тому могло быть желание
обеспечить основу существования низших слоев города и деревни. Его неравнодушие
к делам крестьянства могло объясняться также особенно близким этим кругам
культом Диониса
Ремесла и промыслы, которые уже при Кипселе начали бурно развиваться в очень
удачно расположенном Коринфе, достигли при Периандре полного расцвета. В
керамическом производстве это проявляется и в удивительной обширности района
горшечников, и в завершенности художественной отделки сосудов так называемого
коринфского стиля, и в их распространении до отдаленных районов, прежде всего
Италии и Сицилии. Как и другие тираны, Периандр облегчил жизнь горожан
постройкой водоразборного портика, к которому проводились воды источника Пирены.
Тогда как заморский экспорт увеличивал торговый оборот, рос и объем портовых
сборов, который прежде всего шел в пользу Бакхиадов, а затем - тиранов. При
Периандре он достиг таких размеров, что сын Кипсела мог отказаться от других
налогов.
Неоднозначность правления Периандра, который проявил себя, с одной стороны, как
эгоистичный, беззастенчиво вмешивающийся в жизнь общины правитель, а с другой -
как превосходный, мудрый государственный деятель,
ПЕРИАНДР
очевидно, вызывала уже у современников противоречивые суждения. Периандр имел
телохранителей. Бурные проявления враждебности наводили на него ужас; очевидно,
оппозиция по отношению к нему была больше, чем к Кипселу.
Неудивительны антипатия и даже ненависть со стороны знати, лишенной власти и
частью потерпевшей тяжелую кару. Однако и сельское население было недовольно
Периандром, хотя тиран отказался от налога на имущество и налога с урожая.
Периандр не был, как Кипсел, освободителем от гнета знатного рода и не передавал
селянам их земельные наделы, а был властителем, который строгими мерами
ограничил им свободу передвижения и заставил их работать. Тем не менее его
распоряжения, которые он, как и Солон, пытался обосновать и оправдать в элегиях,
и сама его личность как правителя нашли признание и у современников.
Периандр был противоречивой и сложной натурой. Древняя традиция включила его в
число "Семи мудрецов". Ему приписывают изречение "Управление - это все". В своем
споре за Сигей афиняне и митиленцы избрали его третейским судьей. Он находился в
дружеских отношениях с Фрасибулом, милетским тираном.
Уже около 650 года Коринф принял евбейскую монетную систему, господствующую на
Эгейском море, несмотря на то что во всех прочих государствах Пелопоннеса и в
Афинах в это время была в ходу аргосско-эгинская монетная система, введенная
аргосским царем Гвидоном. Периандр построил прекрасные гавани и на Коринфском и
на Сароническом заливах и создал на обоих морях по флоту Он пытался даже прорыть
канал через Коринфский перешеек, но это предприятие ему не удалось довести до
конца
Он поддерживает хорошие отношения с Афинами и роднится с одним из знатнейших
афинских родов - с Филаидами. В центрах греческого международного объединения -
в Дельфах и Олимпии - он играет большую роль и приносит в эти храмы богатые
приношения Его преемник носил имя Псамметиха; это заставляет предположить, что у
него были близкие сношения и с Египтом, где царствовал Псамметих II, по имени
которого и назван этот тиран.
Строительная деятельность Периандра привлекла в Коринф большое число
иностранцев. Его богатство множилось с расширением мореплавания и привлекало
странствующих артистов, как, например, поэта Ариона из Метим-ны, который,
находясь при дворе тирана, придал хвалебной песне в честь Диониса художественную
форму дифирамба.
Проведенная Периандром реформа государственного управления также была наиболее
выгодной городскому классу. В Коринфе аристократия группировалась в особых
родовых организациях, считая себя потомками чистокровных дорян, а народные массы
- потомками эолийцев. Периандр вместо старых родовых фил вводит новые -
территориальные.
Когда Периандр в возрасте 80 лет (около 587 года) умер естественной смертью,
никого из его пяти сыновей не было в живых. Слабоумный Кипсел был,
предположительно, уже давно мертв, равно как и мятежный Ликофрон, который вряд
ли долго продержался бы против отца. Николая убили керкирцы, Горг погиб, упав с
колесницы, правителя Потидеи Эвагора тоже не было в живых. Итак, тиран передал
власть племяннику Псамметиху, сыну своего сводного брата Горга; он принял ее,
вернувшись с Керкиры.
Через три года Псамметих был убит заговорщиками. Согласно сообщению из Дамаска,
демос разорил дома тиранов, конфисковал их имущество, оставил
100 ВЕЛИКИХ ДИКТАТОРОВ
тело Псамметиха непогребенным и даже осквернил останки более ранних Кипселидов.
Однако тот факт, что к власти в Коринфе пришла умеренная олигархия, позволяет
отнести заговорщиков скорее к верхним слоям. Новое правительство было
представлено коллегией из восьми пробулов и советом из 72 человек Вероятно,
именно оно вступило во владение домом тирана и повелело выбить на сокровищнице в
Дельфах и статуе Зевса в Олимпии название полиса Коринфа как жертвователя и
уничтожить на родине все памятники, напоминавшие о тиранах.
Новые правители позаботились также о возобновлении Истмийских игр, которые
прекратились, вероятно, во времена Кипсела. Возможно, предъявлялись также
претензии на внешние владения Кипселидов, то есть на основанные ими города, где
они были тиранами. Они могли быть удовлетворены лишь частично и лишь с течением
времени. Керкира восстановила свою независимость, отнятую Периандром, вероятно,
сразу же после отъезда Псамметиха
Тем, что это стало возможным, она в определенной степени была обязана 73-летнему
владычеству Кипселидов, положивших конец допотопному правлению Бакхиадов.
Кипселиды заложили основы будущего полиса. При Кип-селе, насколько нам известно,
в число граждан были включены многие недорийские землевладельцы, благодаря чему
община получила более широкую опору Заложенные отцом и сыном колонии обеспечили
землей младших сыновей землевладельцев, стали опорными пунктами торгового
судоходства и позднее превратились в основную опору морской державы Коринфа.
ПИСИСТРАТ
(605 - 527 до Р. X.)
Афинский тиран (правитель) в 560-527 годах до Р. X. (с перерывами). Провел
реформы (раздача сельской бедноте земель, чеканка государственной монеты и др.).
Создал наемное войско
...Закладка в соц.сетях