Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ.
...ерекладывание гаек скучным занятием. Те же, кто не получил достаточного
внешнего оправдания своей лжи, говорили, что занятие было интереснее, чем на
самом деле, как выразился Фестингер, "уговаривали сами себя". Таким образом,
студенты, по мнению ученых, стремились преодолеть сложившийся когнитивный
диссонанс, неосознанно начиная верить в то, что говорили.
Этот эксперимент имел и практическое значение, подтвердив один из основных
принципов воспитания. Метод поощрений и наказаний, распространенный во многих
семьях при воспитании детей, на самом деле совершенно неэффективен. Если нужно
изменить представления человека о чем-либо, то высокая награда, наоборот,
повлечет за собой укрепление этого представления. Необходимо, чтобы человек сам
все понял, без внешнего воздействия, будь то поощрение или порицание
Таким образом, теория когнитивного диссонанса быстро нашла применение в
педагогике. С ее помощью можно выработать у ребенка определенное отношение,
например к агрессии или честности, отзывчивости. Создавая у него чувство
дисгармонии, педагог тем самым подталкивает его к установлению определенного
мнения.
Эта "когнитивная" педагогика стала своеобразным противовесом педагогике
"бихевиористской", которая утверждала, что все
370
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
аспекты поведения можно построить при помощи простой системы "стимул-реакция".
Л. Фестингер вовсе не отвергал достижения би-хевиористов, он лишь утверждал, что
далеко не всему можно научить таким способом.
Ученый считал, что если простые элементы поведения могут быть закреплены с
помощью различных стимулов, то изменение мнения может быть достигнуто только с
помощью когнитивных методов. Применяя когнитивный диссонанс можно "достучаться"
до человека, повлиять на сделанный им выбор.
Явление когнитивного диссонанса может иметь не только положительные, но и
отрицательные последствия. Наряду с предрассудками и различными заблуждениями,
свойственными всем людям, следствиями могут являться нечестность и
надувательство, которые обычно приводят к негативным последствиям.
Исследования, проведенные Л. Фестингером, являются чрезвычайно важными для
многих наук, в частности для педагогики и социологии.
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
Густав Теодор Фехнер родился в городе Гросс-Заархен в Германии 19 апреля 1801 г.
Начальное образование он получил в гимназии в Гросс-Заархене, где особенно
интересовался естественными науками.
В 1817 г. Фехнер поступил в Лейпцигский университет, где увлекся медициной, а
также физикой и химией. В 1822 г., после окончания университета, он стал более
подробно заниматься физикой - в течение нескольких лет изучал механику и
электричество. Во время работы в Лейпциге Фехнер также переводил французские
статьи по психологии на немецкий язык и в результате заинтересовался вопросами
психологии.
В 1834 г. Фехнер был назначен заведующим кафедрой физики Лейпцигского
университета во многом благодаря его исследованиям батарей гальванических
элементов. В это время он начал заниматься исследованиями субъективного
восприятия цвета и остаточных изображений. В 1838 г. он опубликовал две работы,
в которых содержались результаты этих исследований. Однако его зрение постепенно
начало ухудшаться, т.к. в ходе экспериментальной работы Фехнеру приходилось
подолгу наблюдать за солнцем через цветное стекло. По этой причине, а также изза
серьезного нервного расстройства Фехнер был вынужден уйти в отставку.
В то же время Фехнер интересовался метафизикой и в 1835 г. опубликовал работу
"Книга о жизни после смерти" под псевдонимом "Доктор Мизес". Его взгляды
вызывали недоумение и критику среди мыслителей того времени, поскольку казались
им несовременными и даже архаичными. Фехнер был последователем объективного
идеализма, считал, что сознание
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР
разлито во Вселенной, все небесные тела одушевлены, а материя - оборотная,
теневая сторона психического.
Столкнувшись с неприятием своей теории материалистами, Фех-нер поставил себе
задачу доказать ее правильность, причем при помощи математики. Постепенно он
пришел к выводу, что если у Вселенной, начиная от планет и заканчивая
молекулами, есть две стороны: "светлая", или "духовная", и "теневая", или
материальная, то между ними должно существовать и функциональное соотношение,
выразимое в математических уравнениях.
Оставив работу в университете, ученый не прекратил свои собственные
исследования. В результате длительных поисков и размышлений ночью 22 марта 1850
г. Фехнер сформулировал закон, названный им законом Вебера, а впоследствии
получивший название закона Фехнера. Ученый определил логарифмическое соотношение
между интенсивностью ощущения и интенсивностью физического раздражителя. Он
опубликовал этот закон в своей книге в 1851 г. Таблица логарифмов впервые
в'истории экспериментальной психологии была применена к феноменам психической
жизни. Этот закон впоследствии получил применение везде, где требовалось
количественно измерить психологические суждения.
Фехнер стремился доказать, что психические явления реальны и их величины могут
быть определены, как и количественные характеристики физических явлений. Для
этого он разработал методы едва заметных различий, средних ошибок, постоянных
средних раздражений.
В дальнейшем, разрабатывая эти проблемы, Фехнер обнаружил, что увеличение
интенсивности раздражителя значительно отличается от действия с постоянной
интенсивностью. Для проверки этих фактов он провел обширные экспериментальные
исследования. Их результаты он опубликовал в 1860 г. в книге "Элементы
психофизики". В этой работе он предложил математические определения ощущений,
времени реакции, ассоциаций и других феноменов душевной деятельности. Эга его
работа оказала огромное влияние на все последующие труды в области измерения и
вычисления психических явлений
В 1876 г Фехнер опубликовал книгу "Введение в эстетику". Он попытался применить
экспериментальные методы психологии в изучении эстетики. В своей работе он
обосновывал эстетическое с помощью объективных методов и пытался сформулировать
вопросы красоты в научных терминах и предложил свои принципы понимания красоты.
Однако его вклад в этой области носил скорее методологический, чем теоретический
характер, и принципы, которые он вводил, сейчас имеют только исторический
интерес. Изучая реакции людей на произведения искусства, Фехнер обосновал
некоторые эмпирические методы, для чего использовал специально сконструированные
упрощенные модели.
Эти методы - построение простых аналогов сложных композиций и проверка
взаимосвязи между свойствами этих упрощенных форм и эстетических суждений -
остаются до сих пор доминирующим подходом в психологии искусства. Впоследствии
эту стратегию переняли другие исследователи, например Биркхоф, который предложил
математическую связь между эстетическими ценностями и порядком и сложностью
произведений искусства, и Берлайн, который в своих исследованиях "новой"
экспериментальной эстетики интерпретировал порядок и сложность в терминах,
почерпнутых из теории информации и теории возбуждения.
Когда во время выставки в Дрездене рядом были выставлены два варианта "Мадонны"
Гольбейна, Фехнер изучал предпочтения, выказываемые посетителями выставки. При
этом он впервые использовал в своих суждениях выводы непрофессионалов, ранее все
подобные исследования основывались только на мнениях небольшой группы экспертов.
Большое внимание Фехнер уделял исследованию пропорций, и в частности так
называемого золотого сечения. В 1855 г. Цайзинг предложил считать это
соотношение (13/8, или 1:1,618) фундаментальным законом эстетического суждения.
В свою очередь, Фехнер провел серию исследований, чтобы определить, какие
пропорции максимально отвечают требованиям эстетики. В ходе этих исследований он
систематически изменял отношение сторон прямоугольных карточек и выяснял у
испытуемых, какие пропорции для них наиболее привлекательны. В дальнейшем он
просил участников эксперимента самостоятельно рисовать прямоугольники, которые
они полагали оптимальными. Затем он измерял стороны этих прямоугольников, для
того чтобы выяснить, насколько пропорции выбранных и нарисованных фигур
соответствуют "золотому сечению".
В 1882 г. он выпустил книгу, ставшую заключительной для его творчества. В ней он
подвел некоторые итоги своей деятельности, несколько пересмотрел и подытожил
основные понятия психофизики. Фехнер разделил последнюю на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя психофизика определяла закономерные соответствия между
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
психическими и физическими явлениями, а внутренняя - соотношения между
психическими и физиологическими явлениями.
Внутренняя психофизика не была обоснована математически. Таким образом, то
направление в своеобразном изучении органов чувств, которое создал Фехнер -
психофизика, отлично от физиологии. Объектом изучения психофизики являлась
система отношений между психологическими фактами и доступными экспериментальному
контролю, варьированию и измерению внешними раздражителями.
Густав Теодор Фехнер умер 18 ноября 1887 г. в Лейпциге. Его научная работа стала
значительным вкладом в психологическую науку. В числе некоторых других
психологов он заложил основы экспериментальной психологии, а также повлиял на
развитие в Германии психологии в целом.
Его теория являлась своеобразным синтезом метафизики и экспериментальных
психологических исследований. Теоретические принципы и экспериментальная работа
Фехнера были представлены в достаточно строгой математической манере. Это
послужило образцом для его современников Гельмгольца, Маха и Фолькманна в том,
что демонстрация рассмотрения психических процессов может соответствовать
общепринятой форме научного рассуждения.
Те проблемы, которые затрагивал Фехнер в своей работе, все еще остаются
предметом исследований. Он обеспечил несколько методологических прорывов,
значительно повлиявших на развитие психофизики. Его подход оказал влияние на
теорию регистрации сигналов, а его "внутренняя психофизика" интерпретируется
сейчас как предвосхищение коннекционизма в когнитивных науках.
ФРАНКА ВИКТОР
Виктор Эмиль Франкл родился 26 марта 1905 г. в Вене, в еврейской семье. Во время
учебы в школе он заинтересовался психоанализом, благо почва для этого увлечения
была самая благодатная: в то время в Вене жил Зигмунд Фрейд и функционировало
Венское психоаналитическое общество.
В. Франкл написал 3. Фрейду восторженное письмо и скоро получил ответ, между
ними завязалась переписка. Основателю психоанализа понравился активный и
любознательный юноша, высказывающий интересные мысли. Он помог Франклу
опубликовать его статью в Международном журнале психоанализа. Однако тот, изучив
различные направления психоаналитической науки, заинтересовался идеями Адлера,
основавшего Вторую венскую школу психотерапии, тем самым отделившись от
фрейдистского направления в психологии.
В 1924 г. Виктор Франкл поступил в Венский университет, где стал изучать
психотерапию. Через несколько лет он окончательно определился в своем выборе и
присоединился к адлерианской школе индивидуальной психологии. Ознаменованием
выбора стала его статья в Международном журнале индивидуальной психологии,
полностью отвечающая всем идеям этой школы.
Суть этой особой психолого-терапевтической системы состоит в том, что все
человеческое поведение может быть понято из стремления к власти и влиянию. В
детстве человек чаще всего не может реализовать свою индивидуальность,
результатом этого становятся комплексы, появление которых также может быть
спровоцировано несовершенством социального по376
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
ФРАНКЛ ВИКТОР
ложения человека или его положения внутри различных общностей. Эти комплексы
становятся причиной появления либо чувства превосходства над миром (которое
выражается путем тирании близких, мании величия, заносчивости), либо наоборот -
злоупотребления беспомощностью, что часто приводит к нервному заболеванию и
социальной неполноценности. Основная задача индивидуальной психологии
заключается в том, чтобы найти жизненную линию, ставшую причиной нервозности, и
исцелить пациента методом ободрения.
Но и это направление не отвечало полностью зарождающимся идеям самого В.
Франкла. Он часто расходился с коллегами во взглядах и в 1927 г. покинул
"Общество индивидуальной психологии". Тем не менее общение с Альфредом Адлером
оказало на него большое влияние, и все творчество Франкла так или иначе связано
именно с индивидуальной психологией.
В это время им был сформулирован термин "логотерапия", который впоследствии стал
одним из основных понятий его психоаналитической концепции. В это слово Франкл
вкладывал нечто большее, чем другие психологи. Для него греческое "логос" это не
просто "слово как вербальный акт", а "слово как основной смысл, суть".
В 1928 г. В. Франкл основал и возглавил в Вене Центр консультирования молодежи,
а в 1930 г. получил степень доктора медицины и стал работать в
Нейропсихологической университетской клинике. В это время он активно занимался
клинической практикой и публиковался в различных медицинских журналах. Он создал
и разрабатывал особую технику лечения, получившую название "техника
парадоксальной интенции". Этот метод имел инверсионный характер и основывался на
принципе "от противного". Врач "поощрял" невропатические проявления пациента,
подкреплял его опасения, тем самым достигая положительного результата. На основе
этого опыта клинической психиатрии постепенно формировались идеи логотерапии,
или, по выражению В. Франкла, экзистенциального анализа. В логотерапии ученый
отрицал как психоаналитические методы, так и методы индивидуальной психологии.
Он стремился, создавая этот метод психиатрии, познавать не инстинктивное, а
духовное содержание личности.
Помимо этого направления, В. Франкл разрабатывал еще и ряд проблем практической
психологии, так, например, в 1933 г. он выполнил исследование так называемого
невроза безработицы.
В 1938 г. Австрия оказалась под властью нацистского рейха, что для Франкла было
смертельно опасно Незадолго до этого ему предложили уехать в Америку, однако
ученый отверг приглашение, поскольку на его семью оно не распространялось. Его
спасла случайность: человек, оформлявший списки отправляемых в лагеря смерти,
вычеркнул Франкла из списка, поскольку сам был его бывшим пациентом. Оставшись
таким образом в живых, В. Франкл не оставил своей практики, наоборот, достаточно
быстро он стал заведовать отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы.
Возможно, это стало одной из причин того, что в 1942 г. его отправили в
концлагерь Ученый провел там три года и вышел только в 1945 г., уже после
окончания войны.
После освобождения В. Франкл выпустил книгу, которая называлась "Психолог в
концлагере" Эта книга создавалась им в течение трех страшных лет, сохранялась в
памяти, пока наконец не появилась возможность опубликовать ее. Она сразу стала
популярной, была переведена на множество языков, и ее общий тираж превысил 2,5
миллиона экземпляров.
После такого тяжелого периода жизни для Франкла наступил этап творческого
подъема. В конце сороковых годов он выпустил огромное количество книг по
психологии и психотерапии, по медицине и философии' "Доктор и душа",
"Психотерапия и экзистенциализм", "Время и ответственность", "Психотерапия на
практике".
В своей монографии "Воля к смыслу" он продолжал развивать различные аспекты
теории логотерапии. Анализируя основные принципы существующих психоаналитических
учений, он определил фрейдистский принцип удовольствия как волю к удовольствию,
а адлеровское стремление к статусу - как волю к власти. Но он отмечал, что оба
этих принципа не учитывают духовное начало человека, его стремление придать
своей жизни максимальный смысл, которое В. Франкл считал основополагающим Это
желание "актуализировать так много ценностей, сколь это возможно" ученый назвал
волей к смыслу и считал отличительным признаком человеческого, ведь животным
несвойственно искать смысл своего существования.
Классическая психотерапия, по мнению Франкла, интерпретирует эту волю к смыслу
как слабость, воспринимает ее как один из невротических комплексов. Тем самым
такая психотерапия, игнорирующая духовную сторону человека, ошибочно отрицает
одно из основных человеческих достоинств. Применяя метод логотера378
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
пии, можно избежать этих недостатков лечения, т.к. здесь учитываются духовные
особенности человека, его воля к смыслу.
В 1946 г. В. Франкл был избран директором Венской неврологической больницы. Он
стал преподавать в Венском университете, где в 1949 г. получил степень доктора
философии. С 1950 г. Франкл возглавил австрийское общество психотерапевтов. В
середине 1960-х гг. многие работы Франкла были переведены на английский язык,
что принесло ему мировую известность. Он совершил две очень длительные поездки
по различным странам, где читал свои лекции по jj логотерапии, в том числе был и
в СССР.
Виктор Франкл умер в 1995 г. в Вене. Современники назвали его ;| основателем
Третьей венской школы психотерапии, поскольку созданная им концепция
функционально отличается от теорий Фрейда , | и Адлера. В. Франкл утверждал, что
основополагающим принципом существования человека является "воля к смыслу", т.е.
желание максимально наполнить свою жизнь смыслом. Основываясь на этом, ;1 он
создал свою оригинальную концепцию логотерапии, в которой "| устранил
недостатки, найденные им в классических концепциях психоанализа.
Судьба ученого была действительно тяжелой. Он пережил годы | нацистской
оккупации, три года концлагерей, где мало кто оставался в живых. Стремление к
науке, желание опубликовать мысли, зреющие в голове, поддерживало Франкла в
течение этого времени. После войны он продолжил развивать свою теорию. В отличие
от | многих других, его концепция не содержит готовых директив и правил. На
вопрос о точных приемах действия Виктор Франкл обычно отвечал: "Это все равно
что спрашивать гроссмейстера, какой шах- ,| матный ход самый лучший".
Действительно, ведь у каждого человека свой смысл жизни.
АННА ФРЕЙД
Анна Фрейд родилась в 1895 г. и была шестой, младшей, дочерью Зигмунда Фрейда,
основателя современного психоанализа. Отец ждал рождения сына и даже придумал
ему имя - Вильгельм, однако родилась девочка. Марте Фрейд было трудно
справляться со всеми детьми, поэтому вскоре к ней приехала сестра Минна. Эта
женщина стала для Анны второй матерью. Отца дети видели нечасто, ведь он
постоянно бы занят врачебной практикой и научной работой. Когда Анне было 13
лет, отец познакомил ее со своей теорией психоанализа, она стала посещать его
лекции и даже присутствовала на приемах пациентов.
В 16 лет Анна, окончившая частный лицей, оказалась перед выбором дальнейшего
пути. Образование позволяло ей поступить только в учебное заведение, готовящее
учителей, а не в университет, для которого необходимо было закончить гимназию.
Перед тем как сделать этот выбор, Анна по совету отца уехала в Италию, где
прожила 5 месяцев. Вернувшись, она поступила на учебу, а позже стала
преподавателем в том самом лицее, где некогда училась.
С 1918 г. Анна, уже давно увлекающаяся психоанализом, стала принимать участие во
всех заседаниях Венского психоаналитического общества. Ее первым самостоятельным
опытом стало проведенное в 1922 г. исследование 15-летней девочки и выступление
с докладом "Фантазии избиения во сне и наяву". После этого ее приняли в ряды
Венского психологического общества.
С 1923 г. Анна Фрейд начала самостоятельно практиковать, открыв кабинет для
детей в том же помещении, где принимал пациентов ее отец. Отец, естественно, был
доволен успехами, которых достигла
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
Анна в области психоанализа, его беспокоили лишь два ее недостатка: "сутулая
осанка и чрезмерное увлечение вязанием". Психоаналитики толковали это увлечение
как замещение сексуальной жизни: постоянное движение спицами символизировало
продолжающийся половой акт.
В том же году Анна узнала о болезни отца, причем совершенно случайно. Именно
благодаря дочери Зигмунд Фрейд смог так долго бороться с болезнью Она взяла на
себя все его встречи и доклады, издавала его труды, помогала ему разрабатывать
новые концепции и, по сути, стала его личным секретарем.
В 1925 г. в Вену приехала Дороти Берлингам-Тиффани, дочь американского
промышленника и фабриканта Тиффани, почитателя Фрейда. Спустя несколько лет
Дороти переехала жить в дом Фрейдов вместе со своими детьми. Именно они, а еще
дети Софи, другой дочери Зигмунда, стали для Анны настоящей семьей. Кроме того,
Дороти во многом разделяла увлечение Анны психоанализом. Вместе с Жанной Лампи
де Гру и Марианной Ри-Криз они составили кружок единомышленников, среди
психоаналитиков эта группа получила название "круг четырех дам".
Через год Анна Фрейд стала секретарем, а еще через год - генеральным секретарем
Международного психоаналитического общества. У нее постоянно возникали трудности
с получением признания, поскольку она не имела медицинского образования, поэтому
основными пациентами Анны были дети ее знакомых. В этой работе очень помогло ее
учительское образование и та практика, которую она получила, общаясь с детьми
Дороти и Софи. Знакомые отмечали, что Анна умела найти общий язык с любым
ребенком.
На основе своих клинических опытов Анна Фрейд сделала некоторые выводы.
Особенностью детского психоанализа, по ее мнению, является то, что метод
свободных ассоциаций, когда пациенту предоставляется возможность говорить все,
что придет в голову безо всякого контроля со стороны сознания, здесь совершенно
неприменим, поскольку ребенок просто не способен доверять взрослому свои тайны
Поэтому Анна в своих клинических исследованиях предпочитает использовать метод
наблюдения. Мысли и желания ребенка, по мнению А. Фрейд, могут выражаться не в
словах, а в действиях во время переживания им различных игровых ситуаций.
Столкновение их с внешним миром порождает конфликт, который, разрешаясь,
благотворно действует на психику ребенка. Игнорирование или же полное отсутствие
таких желаний ведет к социальной дезадаптации, истеричности и неврозам
АННА ФРЕЙД
Эти идеи были отражены в первой книге А. Фрейд "Введение в технику детского
психоанализа", которая была составлена из четырех лекций. Это яркий пример того,
как было написано большинство трудов Анны: сначала тема излагалась ею на лекции
или симпозиуме, а затем уже в книге.
В это же время Анна вступила в полемику с Мелани Кляйн, * также занимавшейся
детским психоанализом Отличительной чер-f той теории Кляйн было то, что она
исследовала особенности детской психики, пользуясь всеми законами "взрослого"
психоанализа. Фрейд же считала, что внутренние психические инстанции формируются
постепенно, а следовательно, эти законы неприменимы для психоанализа детей. Со
временем этот спор превратился не просто в отстаивание собственного мнения двумя
учеными, а в разделение всего детского психоанализа на две школы.
В 1937 г. вышла в свет книга Анны Фрейд "Эго и механизмы защиты". В ней Анна
составила каталог эго-защит (таких, как вытеснение, формирование реакции,
проекция, идентификация с агрессором и т.д.) и описала их проявления. Она
описала не только защиты, порождаемые внутренним, структурным конфликтом, но и
конфликтом "эго" с окружающим миром (отрицание). Подчеркивая центральную роль
"эго" и адаптивное значение эго-защит, Анна Фрейд открыла дорогу развитию эгопсихолОгии
- одному из основных направлений современного психоанализа.
Когда к власти в Германии пришел Гитлер, ученые начали покидать Вену, но Зигмунд
Фрейд, отягощенный болезнью, не мог решиться на переезд. 11 марта 1938 г.
гитлеровские войска вошли в Вену, а 22 марта Анну уже вызвали на допрос в
гестапо. Позже она вспоминала, что это был самый страшный день в ее жизни,
опасаясь пыток, она даже взяла с собой яд. Этот день произвел на нее такое
сильное впечатление, что позже Анна избегала бывать в Германии. 4 июня семья
Анны выехала в Париж, а затем и в Лондон, где ее отец прожил всего лишь год.
Во время войны Анна помогала английским детям - жертвам бомбежек, а в 1939 г.
создала приют для таких детей. Работая с ними, она на практике изучала различные
особенности детской психики, в частности то, как формируется психика ребенка при
разлуке с матерью и какова реакция детей на жизнь в коллективе, где роль
родителей выполняют старшие товарищи Результаты этих исследований Анна
публиковала в своих "Ежемесячных отчетах".
В 1944-1949 гг. Анна была генеральным секретарем Международной
психоаналитической ассоциации. Она всегда очень ревност382
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
АННА ФРЕЙД
но относилась к творчеству отца. В то время шутили, что "каждый, кто что-то
пишет о Фрейде, чувствует, как Анна заглядывает в текст через плечо" После
смерти отца она опубликовала собрание! его сочинений как своеобразный памятник
его творчеству.
После войны известность Анны Фрейд начала возрастать, воз-1 можно, на это
оказали влияние лекции, которые она читала по! всей Европе и Америке. Известно,
что она оказала влияние на твор-1 чество Германа Гессе, за консультацией к ней
обращалась даже Ме-рилин Монро, у которой Анна определила истерический и
депрессивный склад личности. В это время А. Фрейд получила степень по-1 четного
доктора во многих университетах Европы и Америки. В своих I лекциях она
постоянно подчеркивала положительный момент ин-j стинктивных влечений у детей.
Основным детским инстинктом Анна Фрейд всегда считала аг- ] рессию, отмечая ее
положительное значение. Напряженность и борьба, свойственные агрессии, - это
основные жизнеутверждающие ин-1 стинкты, кроме того, агрессия - это необходимая
составляющая! сексуальности. Чтобы избежать патологий в будущем, считала! А.
Фрейд, все асоциальные аспекты агрессии должны быть прора-1 ботаны в детстве
Книга "Нормальность и
...Закладка в соц.сетях