Жанр: Энциклопедия
СТО ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ.
...учится в МГУ на факультете общественных наук. Здесь Занков
знакомится с Выготским и под его руководством участвует в экспериментальных
педагогических исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета
Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском
госуниверситете, где под руководством того же Выготского начинает исследование
психики и особенности обучения аномальных детей.
Вклад психологической школы, основанной Л.В. Занковым, заключается в следующем:
с одной стороны, последователи Занкова разделяли господствующие в советской
психологии взгляды о единстве сознания и деятельности, памяти как условии, форме
и результате деятельности человека. С другой стороны, работа Занкова и его
учеников непосредственно практическая, заключающаяся в прямой перестройке,
интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом.
В специальной психологической литературе, посвященной исследованиям Занкова,
принято выделять четыре линии его исследований мнемических процессов.
Первой линией является генетический анализ мнемической деятельности. Новаторство
Занкова в этой области заключается в том, что он показал возрастающее значение
характера задачи, связанной с задействованием памяти, по мере увеличения
фактического интеллектуального возраста.
Второй линией исследования Занкова и его учеников является
анализ проявлении приемов мнемической деятельности, что может быть определено
как выявление уровней использования навыков логического структурирования
материала.
Факты, полученные в результате многочисленных экспериментов на детях различного
возраста и различной степени умственного развития, свидетельствовали об огромной
роли таких общелогических методов анализа запоминаемого материала, как приемы
обобщения, группировки материала, использования смысловых связей. Таким образом,
ученые пришли к следующему выводу: именно накопленные способы умственной
деятельности, а не созревание способности запоминать и не взросление организма,
как это было принято считать среди зарубежных психологов, определяли возрастные
различия и различия при норме и патологии в развитии ребенка.
В начале 1930-х гг. лично Л.В. Занковым были проведены эксперименты на
отстававших в умственном развитии детях, направленные на демонстрацию специфики
так называемого опосредованного запоминания, что было навеяно работами А.Н.
Леонтьева и Л.С. Выготского. Как результат было доказано, что представление о
преобладании механической памяти на первых этапах умственного развития является
упрощенным и не всегда соответствует действительности. Даже у умственно отсталых
детей и детей дошкольного возраста наблюдалось использование смысловых связей,
более легкое запоминание логически построенного, структурированного материала.
Третьим направлением исследований Занкова и его психологической школы считается
анализ расхождения между определенной мнемической задачей и реальным содержанием
запоминаемого материала. Впервые было найдено, что содержание материала
оказывает чрезвычайно сильное влияние на характер процесса запоминания
одновременно с поставленной перед человеком задачей запоминания и даже вопреки
ей. То есть смысловые связи внутри запоминаемого материала сознательно или
бессознательно играли роль самостоятельной мнемической задачи, причем мешая или,
наоборот, способствуя человеку запомнить что-либо.
Четвертая линия исследования была посвящена специфике неосознаваемой переработки
информации, хранящейся в памяти человека, и проявлению этих процессов в форме
изменений продуктивности памяти с течением времени. Результаты этих исследований
в значительной мере инициировали будущие исследования по психологии и
психофизиологии эвристических, интуитивных процессов.
Так, было выявлено, что бессознательная переработка информации в памяти,
проявляющаяся в феноменах реминисценции, латентного запечатления,
структурирования вспоминаемого, у взрос58
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
лых по сравнению с детьми (а у детей старшего школьного возраста по сравнению с
детьми младшего школьного возраста) обнаруживается более отчетливо.
Так называемый феномен парадокса установки при запоминании осмысленного
материала привлек внимание Л.В. Занкова еще в 30-х гг. XX в. Причем он был одним
из первых советских психологов-экспериментаторов, обративших внимание на этот
парадокс, хотя в то время среди психологов-экспериментаторов бытовало мнение о
том, что установка на точность припоминания должна повлечь за собой
исключительно дословное воспроизведение материала, подлежащего усвоению.
Даже в настоящее время среди многих педагогов (особенно это распространено в
школах) бытует мнение о том, что настоящее обучение неразрывно связано с
дословным заучиванием материала, с так называемым "зазубриванием". Л.В. Занков
же доказал, что когда испытуемым предлагают как можно точнее воспроизвести
определенный материал, то есть-реализуется установка на запоминание, при анализе
содержания воспроизведенного материала находят, что запоминание текста
происходит не буквально, слово за словом, а через охватывание определенных
смысловых единиц.
Исследования Л.В. Занкова и его последователей поставили перед психологами и
педагогами острейшие и по сей день актуальные проблемы составления смысловых
единиц текста такого состава и содержания, чтобы детям было легче запоминать
учебные тексты. Данная проблема в настоящее время волнует не только психологов и
педагогов, но и специалистов в области математической лингвистики, кибернетики,
информатики, поскольку ими предлагалось решить данную проблему путем определения
точного числа смысловых единиц в материале.
Более половины работ Л.В. Занкова и его последователей по проблемам памяти
посвящены вопросам обучения и диагностики детей с аномалиями умственного и
сенсорного развития. Эти работы внесли огромный вклад в развитие такой отрасли
педологии, как дефектология, и эти работы по сегодняшний день остаются
актуальными и используются на практике для обучения и реабилитации детей с
дефектами интеллекта и сенсорики.
Кроме вышеупомянуттого, Л.В. Занков занимался исследованием дифференциальной
психологии, анализом содержания мышления, его операций и развития, что
представляет ценнейшие экспериментально-методические находки, успешно
применяемые и по сей день.
Леонид Владимирович Занков скончался в 1977 г.
ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Известный советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.В. Запорожец родился 30
августа 1905 г. В 1930 г. он окончил педагогический факультет 2-го Московского
государственного Университета.
Свою научную деятельность А.В. Запорожец начал в качестве лаборанта у А. Р.
Лурии. С 1931 г. он занимал сначала должность старшего ассистента, затем -
заведующего лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. Затем
он стал доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического
института им. М. Горького.
В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической
школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе
(вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого
познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что
восприятие и мышление являются системой свернутых "перцептивных действий", в
которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого
образуется перцептивный, или мыслительный образ.
В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал врачом в
военном госпитале, а в 1943 г. преподавал на отделении психологии Московского
государственного университета. С 1944 г. он занимал должность заведующего
лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН
РСФСР.
Приблизительно в это время Запорожец начал разрабатывать положение о развитии
эмоций как про60
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
цессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с
А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных
движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по
восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.
В 1959 г. А.В. Запорожец защитил докторскую диссертацию по педагогике и стал
директором Института дошкольного воспитания, где посвятил себя изучению
психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий
ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции
поведения.
Сам А.В. Запорожец в своей научной деятельности всегда придавал первостепенное
значение именно детской психологии - проблемам развития личности ребенка и его
психических процессов. Многие психологические проблемы разрабатывались им
совместно с коллегами-психологами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б.
Элькониным и другими. Он т'акже широко использовал материалы экспериментальных
исследований таких своих сотрудников, как Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович и др.
Как и его учитель Л.С. Выготский, А.В. Запорожец полагал, что психические
качества, присущие исключительно человеку, такие как мышление, воображение,
воля, социальные и нравственные чувства и т.п., не могут образоваться сами по
себе ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта
ребенка. Они должны возникнуть исключительно из социального опыта, воплощенного
в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на
протяжении всего детства.
Запорожец подчеркивал, что социальная среда является не просто необходимым для
ребенка внешним условием (наряду с воздухом, теплом, пищей), а подлинным
источником развития, поскольку именно в этой среде "записана" программа
возникновения психических способностей у ребенка и в ней же задаются конкретные
средства для "перевода" этих способностей из фиксированной социальной формы в
форму процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным
носителем содержания человеческой психики.
Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает деятельность
самого ребенка. Эта деятельность должна строиться целенаправленно, задаваться
другими людьми в процессе общения с ними ребенка. Именно развивая ребенка,
общаясь с ним, создавая предпосылки для овладения более сложными форЗАПОРОЖЕЦ
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
61
мами деятельности, взрослый человек приобщает ребенка к социальному опыту и
открывает перед ним новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.
Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом
развитии ребенка, А. В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта
развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав
достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему
выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные
компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не
просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее
ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких
конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности;
как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и
насколько она влияет на исполнительские компоненты.
Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности постольку,
поскольку она выполняет функцию уподобления, моделирования тех материальных и
идеальных предметов и явлений, с которыми ребенок действует, что ведет к
созданию адекватных представлений, понятий или переживаний о них, отмечал А. В.
Запорожец. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет
приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам.
Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей
причиной развития, по мнению А.В. Запорожца, составляют необходимое условие
нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических
образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают
специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых
объектов ориентировки и приобретения нового опыта.
Так, вплоть до наступления интенсивного созревания ассоциативных теменнозатылочных
и лобных отделов мозга ребенок физически не в состоянии овладеть
абстрактным мышлением и волевой регуляцией поведения. Когда же эти ассоциативные
теменно-затылочные и лобные отделы мозга все-таки созревают (в дошкольном
возрасте), ребенок приобретает эти способности. В то же время усиленное
функционирование этих способностей в ситуациях деятельности и общения влияет
положительно на созревание соответ62
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
ствующих участков мозга, включая биохимические и морфологические их особенности.
Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии поистине неоценим: именно он
впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия
психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в68
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
КРАВКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
временно он руководил лабораторией психофизиологии ощущений Института психологии
Академии педагогических наук.
Через несколько лет вышла в свет монография СВ. Кравкова "Очерк общей
психофизиологии органов чувств", в которой представлен глубокий анализ
закономерностей функционирования органов чувств. Автор описывает и предельно
разграничивает понятия о классификации рецепторов, уровнях и порогах
чувствительности, разрабатывает методы их измерения. В данной работе Сергей
Васильевич касается сложных вопросов адаптации, взаимодействия и упражняемое(tm)
органов чувств.
Кравков не останавливался на достигнутом, он продолжил свои исследования в этой
области, в 1948 г. вышла в свет новая работа - книга "Взаимодействие органов
чувств", в которой ученый рассматривал проблему функционального взаимодействия
различных афферентных систем, что бесспорно имело огромное как теоретическое,
так и практическое значение,
Сергею Васильевичу удалось найти надежный способ для изучения многосторонних
функций зрения и проблем взаимодействия органов чувств в целом. Этот метод
основывался на идее о том, что деятельность каждого органа не является
изолированной, а напрямую зависит от состояния центральной нервной системы.
Оригинальность и новизна исследований Кравкова состояла в том, что он впервые
показал зависимость зрительных функций не только от самого глаза, но и от
состояния других органов чувств, например слуха. Данные его лабораторных
исследований показали, что любые раздражители (световые, слуховые, обонятельные,
медикаментозные) могут ослабить или стимулировать зрение.
Самым фундаментальным трудом Кравкова считается монография "Глаз и его работа",
которая была переведена на немецкий, английский и французский языки. Эта книга
явилась итогом многолетних исследовании ученого по проблеме физиологии зрения. В
данной работе СВ. Кравков описал все основные вопросы физиологической оптики,
электрофизиологии зрительного анализатора и гигиены зрительного освещения. В
настоящее время эта работа остается авторитетным изданием для физиологов,
офтальмологов, светотехников, физиков, художников. В 1949 г. эта книга была
удостоена премии академика М.И Авербаха.
С.В Кравковым были проведены эксперименты, которые дали возможность описать
некоторые специальные вопросы, касающиеся изучения природы цветового зрения. Он
изложил полученные данные в монографии "Цветовое зрение". В частности, в данной
работе анализируются факты, обосновывающие трехкомпонентность цветового зрения,
рассматриваются возможные механизмы, вызывающие патологию цветового зрения,
производится анализ характерных особенностей различных цветоощущающих отделов
зрительного анализатора.
Следует отметить, что СВ. Кравков предусматривал дальнейшее развитие теории
цветового зрения, он хотел окончательно выяснить вопрос о трех- или
четырехкомпонентности цветового зрения. Но, к сожалению, она не была воплощена в
жизнь.
Книга "Цветовое зрение" принесла Сергею Васильевичу известность и создала
авторитет крупнейшего специалиста по данной проблеме в мире. Эти материалы были
изложены С. В. Кравковым на Международном конгрессе офтальмологов, который
проходил в Каире.
По научной и практической значимости опубликованных работ С. В. Кравкову была
присвоена ученая степень доктора биологических наук по специальности
"психофизиология зрения".
Великий исследователь ушел из жизни 16 марта 1953 г. после инфаркта миокарда в
возрасте 58 лет Незадолго до кончины, когда Сергей Васильевич уже чувствовал
себя неважно, он сказал: "Хотел бы, чтобы на моих похоронах не было никаких
речей, но только - музыка Шопена".
Наследие С В. Кравкова - четыре монографии и более чем 100 статей, изданных на
русском, немецком, английском и французском языках. Многие научные труды ученого
широко известны в научных кругах. Сергей Васильевич воспитал целую плеяду
блестящих исследователей; учениками СВ. Кравкова являются Л.А. Шварц, В.И
Рождественский, А.И. Богословский, В.К. Шеварева и другие известные ученые.
ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля 1874 г. в городе Переяславле
Полтавской губернии в небогатой семье. Он окончил Лубянскую гимназию с золотой
медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался
психологией. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский
изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и
нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований.
С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы
экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он
изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их
классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого
раздела психологии человека.
ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
В 1897 г. Лазурский окончил академию и был оставлен в клинике Бехтерева, где
заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. Через два года он был
избран действительным членом Петербургского общества психиатров. К этому времени
он уже сдал более 20 экзаменов на степень доктора медицины. Диссертацию,
посвященную влиянию мышечных движений на мозговое кровообращение, он защитил 30
ноября 1900 г. Все необходимые исследования для нее были выполнены в анатомофизиологической
лаборатории Бехтерева.
В 1901 г. он отправился в командировку за границу, где провел 2 года. Первые
полгода Лазурский жил в Лейпциге, где занимался в Психологическом институте
Вильгельма Вундта. Затем он жил в Гейдельберге и работал в лаборатории
экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского
университета. Этой лабораторией в то время заведовал Эмиль Крепелин, один из
основателей экспериментальной психиатрии, который первым стал применять методы
современной экспериментальной психологии клинически. Еще около полугода
Лазурский провел в Берлине, где слушал лекции К. Штумпфа по психологии, учился у
крупнейших неврологов того времени.
В 1903 г. А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом
Военно-медицинской академии "по душевным и нервным болезням", где в дальнейшем
читал курс общей психологии. Члены Русского общества нормальной и патологической
психологии избрали его своим ученым секретарем. Занимая эту должность, он сыграл
значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его
кафедру общей психологии.
С 1904 г. А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории
экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией
этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он
начал проводить конкретные характерологические исследования. Со временем на
основе лаборатории возникли курсы, а затем - Педагогическая академия, где
Лазурский читал лекции по характерологии.
В 1906 г. вышла его работа "Очерк науки о характерах". Ученый подчеркивал
необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем
общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные
особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний,
которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведен
А.Ф. Лазурским в отношении по72
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
нятия "наклонность", введенного им самим. Основой его формирования он считал
возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или
иного психического процесса.
Ученый признавал, что с помощью современных методов анализа невозможно объяснить
факторы, обусловливающие существование наклонностей. Основную задачу
характерологии он понимал как создание научно обоснованного описания
индивидуальности.
Книга "Школьные характеристики", выпущенная в 1908 г., представляет собой
результат применения этой теории на практике. Ла-зурский экспериментально изучал
характеры учащихся одной из закрытых школ В эту книгу были включены
характеристики детей от 10 до 15 лет, дополненные данными экспериментальных
психологических исследований. Кроме того, в ней был проведен подробный
психологический анализ некоторых сложных проявлений личности.
К этому времени уже было накоплено огромное количество эмпирических данных, и
Лазурский предпринял попытку создания собственной классификации личностей. При
этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а
"психосоциальной" классификации. Пытаясь добиться такого результата, он положил
в ее основу два основных принципа: разделение людей по психическому уровню
активности на 3 разряда, а также разделение их по психическому содержанию на
несколько типов.
Критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психологической
организации личности. Под этим Лазурский понимал интенсивность, сложность,
координированность и сознательность ее проявлений. Определялась эта степень
унаследованными способностями и условиями жизни.
В своей научной деятельности Лазурский занимался не только прикладными
характерологическими исследованиями, но и разрабатывал общепсихологичеекие
проблемы. Так, большую часть своей жизни он посвятил проблеме метода в
психологии. Изначально ученый признавал наличие трех возможных методов:
эксперимента, наблюдения и самонаблюдения. Для решения общепсихологических задач
он признавал полезность метода самонаблюдения, а в характерологии предлагал
использовать наблюдение и эксперимент, которые являются более объективными.
Анализируя возможности, достоинства и недостатки каждого метода, ученый пришел в
1910 г. к созданию нового метода - "естественного эксперимента", сочетавшего в
себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента.
Особое значение для этого метода имеет
ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
изучение условий и такая их организация, чтобы в этих условиях выявлялись именно
те наклонности изучаемых людей, которые интересны наблюдателю.
В 1912 г. Лазурский выпустил книгу "Психология общая и экспериментальная", в
которой в общих чертах изложил свое понимание психологии. Он рассматривал
психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным
этапом эволюции. По его мнению, психологическое и физиологическое - это две
стороны единого биологического процесса. Местом, где разворачивается этот
процесс, Лазурский считал кору головного мозга. В результате у ученого сложилось
собственное понимание психологии. Основу его системы психологии составила
биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как
способ существования психического.
Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия
"эндопсихики" и "экзопсихики", введенные им в 1916 г. Под эндопсихикой он
понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную
одаренность и темперамент. Экзопсихика - это отношения личности ко внешним
объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные
социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.
После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну
попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного
приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на
уровни и типы.
Личности низшего уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом
приспосабливаются к ее требованиям. Этот уровень в классификации Лазурского был
назван "неприспособленные". К среднему уровню относятся люди, основной
характеристикой которых является способность к получению образования, а в
дальнейшем - к ведению успешной деятельности в условиях любой среды. Этих людей
ученый назвал "приспособленными". Высший уровень людей получил название
"приспособляющие". Эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам,
которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют
большое социальное значение.
Важную роль в этой классификации Лазурский уделял соотношению экзо- и
эндопсихики на всех уровнях, которое определяет "чистоту" типа. К "чистому" типу
ученый относил тех, чьи интере74
100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ
сы, приобретенные знания и навыки, профессиональная деятельность соответствуют
природным особенностям их нервно-психологической организации. Экзопсихика и
эндопсихика здесь находятся в гармоничном единении. Есть также и
"комбинированные", "переходные" типы, в которых нарушено исходное равновесие
эндо- и экзопсихики.
В том же году вышла в свет еще одна книга - "К учению о психической активности".
В ней были обобщены результаты более чем 6 лет исследований, приведены способы
изучения внутренних механизмов личности объективными методами.
Этот труд стал для него итоговым. 26 марта 1917 г. Александр Федорович Лазурский
умер. Его вклад в индивидуальную психо
...Закладка в соц.сетях