Жанр: Энциклопедия
Сто великих городов мира
...с Мцхета - древней столице грузинских царей, за действиями которых и
должны были наблюдать питиахши.
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
^Ля протяжении своей многовековой истории Тбилиси пережил нема-л0 ^яжелых
испытаний. С древнейших времен через город шли торговые п ** с Запада на
Восток, и кто только не воевал с Тбилиси, не брал его ш лмом. Из века в век
шли на него войной, грабили и разрушали иран-у\ турки, хазары и арабы,
византийцы и хорезмийцы, армии Чингисхана Ж Тамерлана. Сорок раз за время своего
существования Тбилиси поддался опустошительным вражеским нашествиям, во время
которых т^"еблялось его население, сжигались царские дворцы и жилища про-сгыуС
горожан, расхищались сокровища, уничтожались бесценные па-мят^чики грузинской
культуры. Но город никогда не склонялся перед пол^ищами завоевателей и каждый
раз вставал из руин и пепла еще более ЯРекРасным.
Двоими мероприятиями по укреплению политического единства стра-ны подъему ее
хозяйственной и культурной жизни прославился царь Дав^д IV, прозванный за свою
созидательную деятельность Давидом ?Т ^ителем. Он восстановил независимость
Грузии от сельджуков, вел бо бу с крупными феодалами, создал постоянное войско.
В период правая этого царя (1089-1125) в Тбилиси основываются больницы и дома п
^рения, сооружаются новые здания, водоводы и караван-сараи. Даль-ней1^ее
Развитие получают ремесла и торговля: сорок молодых людей был** 0ТПРавлены в
Константинополь для получения высшего специальной образования. По свидетельству
иранских историков, тогдашний Тби/*иси ^ыл богатым и многолюдным городом,
изобиловавшим сада-
нем было 68 бань, в которых "лилась горячая вода без огня", '-^билисские
ремесленники изготавливали прекрасные инкрустирован-ные уздечки, седла и
колчаны; оружие и художественные изделия из керамики, драгоценных металлов,
эмали и кожи пользовались доброй славой Р° всех "ранах Передной Азии и даже в
далекой Индии. В Тбилиси занймались производством стекла и изделий из хрусталя,
на городских Hj?ax продавали ртуть и воск, бобров и выдр. На базары
средневекового х^илиси Приходили караваны верблюдов и лошадей с богатыми
товарам^, здесь сгружались с арб огромные бурдюки с вином, здесь разме-щал1*сь
т0Рг°вые ряды с медной посудой (тазами и подносами) и ряды с глиН#ными
кувшинами, мисками и тарелками.
3^ торговыми рядами со свертками шелковой ткани, парчи и сукна ч tf-вовался
то острый пряный аромат от лавок с перцем, имбирем, шафраном и гвоздикой; то
резкий запах кожи, исходивший от шорных рядоР и склаДов" заваленных конской
сбруей, седлами и мягкими азиатски^11 сапогами. Особые ряды благоухали редкими
бальзамами, среди которых можно было отыскать и ценные снадобья - касторовое или
о^ое масло, ревень или зеленую банную глинку, мгновенно удаляю-ю волосы.
jja тбилисском базаре ковали лошадей, брили головы, шили бурки и папа*и' игРали
в нарды... Разноязыкая речь- грузинская, армянская, п ^дская, турецкая,
еврейская, русская - смешивалась с криками по-гони*иков" песнями ашугов,
перестуком молоточков в мастерских чеми.
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
201
каншиков, дыханием кузнечных мехов. А рядом жарили шашлыки и толпился праздный
люд, азартно повышая ставки на петушиных боях и схватках баранов.
Периоды мирного развития Тбилиси были сравнительно недолгими. Чтобы вырваться из
бедственного положения и найти союзника в борьбе с очередными врагами, в XVIII
веке Грузия обратилась за помощью к России. Но политические и культурные связи
Грузии и России начались гораздо раньше: первые грузинские послы появились при
дворе московского царя еще в XV веке. Они искали сближения с могучим северным
соседом, и царь Иван Грозный направил тогда в Грузию отряд казаков. Еще более
прочными стали русско-грузинские отношения в XVIII веке, когда в 1722 году во
время персидского похода Петра I между русским царем и Вахтангом VI был
установлен военный союз.
Средневековый Тбилиси славился и как город замечательных поэтов, здесь расцвел
гений Ш. Руставели, И. Шавтели, М. Хонели и других. Крупных успехов достигли
науки, литература и искусство; в кельях монахов, на состязаниях стихотворцев в
царских дворцах прославленные поэты перекидывались шаири (четверостишиями),
здесь процветала духовная и светская литература.
С Тбилиси связаны многие великие имена и русской литературы. "Через Грузию
неизбежно проходят в сердечном плане русские поэты", - сказал Н. Тихонов. Этот
город был всегда притягателен для русских поэтов, писателей и художников; они
связывали с ним свою судьбу, а покидая Тбилиси, мысленно всегда возвращались к
нему. "Волшебным краем" называл этот город А.С. Пушкин, который был до глубины
души взволнован приемом, который оказали ему в Тбилиси. "Я не помню дня, - писал
поэт, - в который бы я был веселее нынешнего; я вижу, как меня любят, понимают и
ценят, и как это делает меня счастливым".
В Тбилиси и Грузии жили писатели-декабристы В. Кюхельбекер, А. Бе-стужевМарлинский,
А. Одоевский, поэты пушкинской плеяды - Д. Давыдов, А. Шишков, В.
Тепляков. В Тбилиси служил корнет Нижегородского драгунского полка М. Лермонтов,
сосланный на Кавказ за стихотворение "На смерть поэта" и посвятивший Грузии
своих "Демона", "Мцыри", "Дары Терека" и другие произведения. Из Тбилиси поэт
писал: "Если бы не бабушка, то, по совести говоря, я бы охотно остался здесь".
Через 14 лет после отъезда М. Лермонтова сюда приехал Л. Толстой. Готовясь
вступить в Кавказскую армию, он поселился в доме немецкого колониста и вел
дневники о своем пребывании в Грузии. Здесь Л. Толстой написал свое первое
произведение "Детство", а десятилетия спустя - повесть "Хаджи-Мурат", в которой
отразились многие из его тбилисских впечатлений.
Не один раз бывал в Тбилиси русский драматург А. Островский. В 1883 году, увидев
в грузинском театре актрису М. Саларову-Абашидзе в Роли Полины из пьесы
"Доходное место", он сказал ей: "Пока вы живы, моя Полина не умрет". Свой первый
рассказ "Макар Чудра" молодой Алексей Пешков опубликовал в тбилисской газете
"Кавказ" и впервые
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
ТЕПЛЫЙ ГОРОД ТБИЛИСИ
подписал его именем "Максим Горький". Поэма "Девушка и смерть", наброски к
легенде "Данко", несколько рассказов - все это тбилисский период творчества М.
Горького. В разное время через Тбилиси пролегали литературные пути Г.
Успенского, А. Белого, Д. Фурманова и других писателей и поэтов. В Тбилиси
находили добрых друзей В Маяковский, С Есенин, Б. Пастернак, О. Мандельштам, К.
Паустовский. С Тбилиси связаны имена художника И Айвазовского и композитора П.
Чайковского, В Немировича-Данченко и Ф. Шаляпина; здесь бывали А Чехов, И.
Репин, А. Рубинштейн, М. Балакирев, художники В. Васнецов и В. Верещагин.
Друзей у русских писателей и других выдающихся деятелей русского искусства в
"теплом" городе Тбилиси было немало. Многие останавливались в гостеприимном доме
князя Александра Чавчавадзе - поэта-романтика и образованнейшего человека своего
времени. Современники говорили о нем: "Все, что приезжало из Петербурга
порядочного и сановитого, молодого и старого, составляло принадлежность гостиной
князя Прелестное семейство его.. было в Тбилиси единственным, в котором заезжие
гости с Севера и Запада находили начало святого грузинского гостеприимства в
полном согласии с условиями образованного европейского общества". ".
С Тбилиси и семейством князя А Чавчавадзе была тесно связана судьба А.
Грибоедова, который, по словам одного из современников, "любил Грузию так
пламенно, так чисто, как редкие любят даже родину свою". В доме своего тестя22
он встречался с передовыми представителями грузинского общества и вместе с ними
активно участвовал в решении вопросов, связанных с благоустройством Тбилиси,
учреждением публичной библиотеки, основанием газеты "Тифлисские ведомости". Еще
до того, как комедия "Горе от ума" была выпущена в свет, ее ставили на
тбилисской сцене любители. Неоконченную трагедию А. Грибоедова "Грузинская ночь"
современники признавали достойной "украсить не только русскую, но и всю
европейскую литературу".
Пантеон грузинских писателей и общественных деятелей находится на полпути к
святой горе Мтацминда, нависающей с запада над Тбилиси щетинистым гребнем. А на
искусственной террасе у подножия скалистого склона сооружена церковь Мамадавити.
В VI веке, когда здесь были еще непроходимые леса, это место облюбовал святой
Давид - один из 13 отцов-миссионеров, возвратившихся из Сирии в Грузию. Сначала
на этом месте находились часовня и молельня монаха-подвижника, впоследствии
воздвигли небольшой храм, который в эпоху средневековых войн был разрушен.
Нынешняя купольная церковь Святого Давида возводилась в течение 10лет- с 1861 по
1871 год. С церковным родником, вытекающим из расселины скалы, связано одно
старинное поверье, женщине, задумавшей сокровенное желание, надо смочить в
родниковой воде камушек и приложить его к церковной стене. Если камушек
удержится, значит, Всевышний услышал молитву и желание счастливицы исполнится.
22 А.С Грибоедов был женат на Нине - дочери князя А Чавчавадце
Возле церкви на двух разновысотных террасах и расположился Пантеон, где
похоронены великие грузинские писатели и поэты - И. Чавчавадзе, Н. Бараташвили и
Г Табидзе, драматург Д Эристави и другие. В южной части террасы находится один
из четырех сложенных ступенями больших камней черного Лабрадора с надписью на
грузинском языке: "Акаки". Здесь похоронен любимый поэт грузинского народа А.
Церетели. Неподалеку находится могила певца гор Важа Пшавела, а над ней -
необработанная каменная глыба, привезенная с его родного района.
В скале на нижней террасе, в маленьком гроте с каменной аркой, видны две могилы.
На арке высечена надпись на грузинском языке: "Здесь покоится прах Грибоедова.
Воздвигла памятник этот супруга его Нина, дочь поэта Александра Чавчавадзе, в
году 1832". Рядом с ним похоронена и его супруга.
В Тбилиси много музеев, но трудно определить, где кончается город и где
начинается музей. Художником и бытописателем старого города был Н. Пиросмани.
Своеобразие облика Тбилиси во многом определяется его местоположением часть
города находится в котловине, окруженной с трех сторон невысокими хребтами и
возвышенностями; другая часть расположилась на склонах гор Мтацминда, Таборисмта,
Со-лолакского хребта и низких отрогах. Исторически Тбилиси, следуя рельефу
местности, строился по склонам гор, дома в городе располагались уступами,
скученно и плотно примыкая друг к другу. Современники отмечали, что в Старом
городе, "не касаясь ногами мостовой, а только поднимаясь и опускаясь с одной
крыши на другую, можно было обойти целый квартал и открыть себе вход в любой
дом".
Старый Тбилиси многие десятилетия мало менялся в своей планировке. Да и
современному городу не хватает места, он вытянулся по долине Куры уже более чем
на 30 километров, а его улицы все равно взбегают на склоны и заворачивают за
отроги гор. Природный рельеф всегда осложнял градостроительство в Тбилиси, но
ему же город обязан и своим неповторимым очарованием. Расположенные террасами
кварталы, меняющееся направление улиц, колоритное сочетание природы и
архитектуры - все придает Тбилиси красоту совсем особую.
ЗЛАТА ПРАГА
ЗЛАТА ПРАГА
Основательницей Праги считается Либуша - мифическая праматерь чешских князей,
имя которой встречается в хрониках летописца Кузьмы, умершего в 1125 году.
Однажды стояла Либуша с мужем своим Пржемыслом, старейшинами и всей дружиной на
скалистом утесе высоко над Влтавой. Длинные тени лежали на буйно цветущих лугах,
по которым под сводами ольхи, яворов и верб бежал Ба-тич-поток. Роща .. была
залита сиянием заходящего солнца, и последние лучи его освещали золотистым
светом буйные нивы.
Все любовались прекрасным урожаем и, глядя на зреющие хлеба, дивились такой
благодати. Один из старейшин вспомнил, что представало его глазам много лет
назад:
- Какая глушь тут была'Лес да лес, вон как там!- Ион махнул рукой на запад - на
лесистые горы, раскинувшиеся за светящейся от солнца рекой. - Пока не падут под
топором дровосека те дремучие леса, оттуда еще долго будут к нам жаловать в
гости голодные волки...
Все затаили дыхание, замерли, боясь шевельнуться, и смотрели на стоящую впереди
молодую княгиню Лицо ее вдруг осветилось священным восторгом, взор запылал, и
благоговейный страх объял сердца всей дружины.
Не замечая ни мужа, ни старейшин, вдохновенно простерла Либуша руки в сторону
синеющих за рекой холмов и, устремив на лес сверкающий свой взор, возвестила'
- Вижу город великий До звезд вознесется слава его1 Есть в лесу место, в 30
гонах23 отсюда, в излучине Влтавы. С севера ограждает его поток Брусница, что
бежит в глубоком ущелье; на юге - скалистая гора . Там, в лесу, найдете вы
человека - он обтесывает порог дома. И назовете вы город, что построите на том
месте, Прагой. И как князья и владыки склоняют головы, переступая порог дома,
так и будут они кланяться дому моему. Воздадут ему честь и хвалу, и будет слава
его велика во всем мире'
Действительно, мало есть городов в Европе, которые при самом своем рождении
получили бы в дар такое красивое месторасположение. Но прежде чем город стал
"златой Прагой", прошло много веков В Праге одновременно сосуществуют все эпохи
и все архитектурные стили - романский, готика, Ренессанс, барокко, модерн,
сооружения социалистического времени - и все это цело, потому что всегда бережно
сохранялось. Город не разрушали, хотя и несколько раз оккупировали: Прага славна
не только героическим сопротивлением, но и пассивным протестом. Недаром нацисты
называли чехов "улыбающимися бестиями".
А начиналась Прага на Градчанском холме, где были возведены ее первые древние
сооружения. Вероятно, славяне, заселявшие долину Влтавы с незапамятных времен,
ставили свои постройки и на других холмах, но Прага начиналась именно тут. В
880-х годах первый, известный по летописям, чешский князь Борживой заложил Град,
и доныне служащий резиденцией президента Чехии Крещеный в Моравии просветителем
славян Мефодием, князь Борживой построил на левом берегу Влтавы первую
христианскую церковь в честь Пресвятой Девы Марии. До наших дней церковь эта не
сохранилась, но и теперь в Праге можно видеть образцы романского стиля, который
преобладал в Чехии до середины XIII века. Это ротонды Святого Креста, Святого
Мартина, Святого Лонгина, а также церковь Святого Йиржи (Георгия) - самое
примечательное из романских зданий города, несмотря на то что один фасад его и
переделан в стиле барокко Словно два белых пальца светятся над Пражским Градом
стройные башни этой романской базилики: она была построена еще в 973 году, но
свой нынешний вид обрела в 1142 году. От времени собор врос в землю, и подойти к
нему можно лишь по ступенькам узкой, затемненной улочки.
В XIII веке на правом берегу Влтавы возникает Старо место (Старый город),
сложившееся из небольших дворянских усадеб и купеческих домов. Самым маленьким
историческим районом Старого города является Вышеград По легенде, он был заложен
еще до Пражского Града воеводой Краком, преемником праотца Чеха. Однако ученые
считают, что на самом деле он появился, вероятно, только в X веке, когда здесь
была сооружена деревянная крепость. Впоследствии на Пражском Граде был 23 Гон -
старинная мера длины, равная 125 шагам
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
выстроен замок-резиденция князей Пржемысловичей, но вскоре его затмил другой
замок, выросший на противоположном берегу Влтавы и постепенно ставший центром
королевской власти. Вокруг них на холмистой местности были разбросаны небольшие
селения, которые сначала жили раздельно, а потом слились.
Через полвека вблизи Пражского кремля появляется еще с;дин город, позже
названный Малой страной. В самом начале XIV века у дороги, ведущей к Пражскому
Граду, были основаны Градчаны, а при короле Карле IV к ним присоединился Новый
город на правом берегу Влтавы. Тем самым к середине XIV века была определена
территория исторического ядра Праги, которая потом без изменений существовала
внутри городских стен в течение целых шести веков.
В 1784 году эти исторические районы Праги, в течение многих веков остававшиеся
самостоятельными, император Иосиф II "собрал" в единый город. У каждого из них к
этому времени была уже своя собственная история, ведь Прага принадлежит к
древнейшим городам Европы. Уже тысячу лет назад купцы и путешественники
рассказывали о нем как о чуде, их восторг вызывали многочисленные каменные дома,
раскинувшиеся по обоим берегам Влтавы, и знаменитые базары, полные изделий
искусных ремесленников. О каменной красоте Праги говорили еще в середине X века.
Так, например, Ибрагим ибн Якуб, посол халифа Кордовы, путешественник и купец, в
965 году отмечал в своем дневнике: "Город Прага построен из камня и известняка и
является самым большим рынком славянских земель".
Вторым архитектурным стилем, который расцвел в Праге, была готика. Особенно
много готических построек сохранилось в Праге от времен правления короля Карла
IV, прославившегося в Европе своим благоразумием и мудростью. При нем был
выстроен мост, соединивший берега Влтавы недалеко от Пражского кремля. Карлов
мост находился на старинной королевской дороге, по которой король в
сопровождении советников и охраны отправлялся от городских ворот к своей
резиденции, располагавшейся в Пражском Граде.
Если процессия была особенно пышной, то пражане знали, что происходит что-то
весьма важное. Когда вдобавок еще звонили пражские колокола и королевская свита
бросала в толпу мелкие монеты, то если это была не коронация, значит,
королевская свадьба или крестины наследника престола.
Королевская дорога была самой важной пражской магистралью в XII веке и еще долго
после этого. Многие мечтали иметь там дом или мастерскую, небольшую лавку или
винный погребок, потому что это было поистине "золотое дно". Чужестранцы
оставляли здесь немало монет местной или иностранной чеканки. Достаточно было
королю, королеве или кому-нибудь из их приближенных задержать взгляд на
разложенных товарах, повелеть что-нибудь показать - уже одно это было великой
честью!
Карлов мост пережил века, был свидетелем многих исторических событий, знал
времена славы чешского народа и годы его унижения. С
ЗЛАТА ПРАГА
тех пор, как он был построен, многое изменилось в Чехии: не раз споры и
междоусобные войны разделяли людей одной крови и одного языка, лишь мост
оставался неизменно любим всеми на протяжении многих веков.
Из всех пражских мостов Карлов мост самый прочный, потому что, как гласит
легенда, при строительстве его в раствор, скрепляющий камни, добавляли яйца.
На шестнадцать могучих пролетов моста и на столько же опор нужно было такое
большое количество яиц, что его не нашлось ни в самой Праге, ни в ее
окрестностях. И тогда король Карл IV приказал всем чешским городам присылать
сырые яйца на постройку моста. И присылали их отовсюду: подъезжали воз за возом,
яйца сгружали, тут же разбивали и бросали в раствор. Только недогадливые жители
одного города прислали яйца, сваренные вкрутую, и тогда вся Прага смеялась над
простаками.
Когда 520-метровый Карлов мост только был построен, на нем не было ни одной
скульптуры. Лишь деревянный крест был установлен на выступе, перед которым в
древние времена совершались казни. Человек, приговоренный к смерти, у того
креста творил свою последнюю молитву. Сейчас на стене, которая соединяет одну из
башен моста с монастырем Ордена Святого Креста, со стороны реки можно увидеть
вытесанную из камня голову Бородача. Рассказывают, что эта голова изображает
первого строителя моста, который приказал высечь на камне свое изображение на
вечную память потомкам.
В настоящее время Карлов мост украшен триумфальной аркой и целой галереей
скульптур, выполненных в стиле барокко. На одной из опор, за балюстрадой, стоит
фигура рыцаря Брунцвика - пражского юноши, который отправился странствовать и
сражаться за справедливость.
В далекой стране он убил дракона и освободил дочь короля, и тот в паагодарность
предложил рыцарю взять ее в жены. Но Брунцвик отказался, так как в Праге его
ждала невеста. Разгневанный король бросил отважного рыцаря в темницу, но
выбраться из нее юноше помог волшебный чеч, который теперь замурован в кладке
моста. Когда Праге будет угрожать враг, меч сам выйдет наружу, острием своим
укажет на неприятеля ч поведет чехов в бой.
При короле Карле IV было начато и возведение собора Святого Вита - на месте
первоначальной ротонды, воздвигнутой в 926 году князем Вацлавом. Своим фасадом
собор напоминает Нотр-Дам де Пари. Он строился несколько столетий, работу
прерывали войны, моровая язва, но дело переходило от отцов к сыновьям и внукам,
и теперь собор Святого Вита является не только самым большим в Праге, но еще и
жемчужиной мировой готики.
100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ
ЗЛАТА ПРАГА
Пройдя по Карлову мосту, мы достигнем Староместской площади. Улицы, примыкающие
к ней, так узки и запутанны, что писатель К. Чапек, неистощимый на выдумки
человек, обронил об одной из них: "Улочка до того узкая, что осел едва ли
пройдет по ней, если растопырит уши".
На Староместской площади высится и пражская Ратуша со своеобразной башней,
увенчанной каменным шлемом. Рассказывают, что когда-то шпили на вершине башни
были покрыты золотом и светились лучах заходящего солнца вместе с другими
позолоченными пражским башнями. С тех пор и пошло название "Злата Прага". Живший
в XI веке ученый Больцано не поленился сосчитать все пражские башни, и тогда их
набралось 103, а в нынешней Праге их гораздо больше.
В 1338 году Староместский район получил некоторое самоуправление, в
ознаменование чего жители и приступили к строительству Ратуши. Но пражане не
бросились строить ее сразу же: они без спешки, рассудительно выбрали в центре
города дом, выкупили его у владельца, а позже пристроили к нему готическую
башню. Слева к зданию Ратуши в XV веке пристроили еще один дом - тот, у которого
над окном расположен герб "Praha regni" ("Прага - глава королевства"). Следующий
дом в том же ряду городу достался по наследству: в свое время он принадлежал
лавочнику Кржижу, инициатору строительства Вифлеемской часовни, в которой читал
свои проповеди магистр Ян Гус. С XIX века к комплексу пражской Ратуши были
отнесены еще два дома, расположенные по соседству.
В старой Праге все напоминает о прошедших веках, и неторопливо отсчитывают время
знаменитые часы на башне Ратуши, установленные в 1410 году, а потом не раз
переделывавшиеся. По легенде, пражане приказали ослепить создателя курантов,
мастера Гануша, чтобы ни в каком другом городе он больше не мог создать
подобного чуда. Но магистр-звездочет отплатил им за такую черную
неблагодарность: он попросил подвести себя к своему творению, твердой рукой
прикоснулся к механизму, и часы остановились. Однако это только легенда, хотя
часовых дел мастера тоже звали Ганушем.
Часы на пражской Ратуше состоят из трех частей. Верхняя часть - это два окошка,
из которых появляются Апостолы. Пока они идут по кругу, в окошках "этажом ниже"
Скелет переворачивает песочные часы, звонит в погребальный колокол и кивает
Турку, но тот в ответ отрицательно качает головой. Щеголь смотрится в зеркало,
Скупой с радостью позвякивает монетами в кошельке, но все это суета - все равно
каждого в конце ждет Смерть...
Вторая часть часов - циферблат, который изображает движение небесных тел.
Правда, художник исходил из средневекового представления о Вселенной, когда
Земля считалась ее центром. Третья часть - это календарный круг со знаками
Зодиака и символами 12 месяцев. Каждый день круг поворачивается на один зубчик
большого колеса.
Многовековая Прага цела еще и потому, что ее жителей не одолевал пафос
переустройства. Огромный Старый город - самый большой в мире - по сути дела
остается нетронутым, несмотря на прожитые столетия
потому, сколько бы вы ни знакомились с чешской столицей, ее никогда нельзя
постигнуть до конца. Ни с каким городом мира не связано столько загадочных
историй, как с Прагой. Сейчас уже даже неважно, выдуманные это истории или
реальные, так как в этом городе мистика всегда была частью обыденного.
А есть еще Прага литературная... Хочешь - не хочешь, а ищешь на тротуарах и
улицах города следы героев незабвенного романа Ярослава Гашека о бравом солдате
Швейке. Помните историю про пана Паливца - трактирщика, который угодил в тюрьму
за портрет Франца Иосифа? Портрет висел в трактире "У чаши", где его загадили
мухи, а пан Паливец - человек осторожный, хоть и сквернослов, возьми да и закинь
его на чердак... В трактире "У чаши" любил сиживать и промышлявший собачками
Швейк. Всю эту историю можно было бы считать вымыслом Я. Гашека, но вот он -
трактир "У чаши"! Стойка, небольшие залы и портреты целых двух Францев Иосифов!
Посетители сидят себе, едят и пьют за столами под изображениями сценок из жизни
всем знакомых героев, и кто скажет, что Швейк не живет рядом с нами?! Роман Я.
Гашека пронизан Прагой; если выписать из него названия всех улиц и площадей,
парков и пригородов, дворцов, домов и т.д., то получится своеобразный
путеводитель по городу.
Стобашенная Прага, Прага музыкальная, "злата Прага"... Кто хоть раз видел
Градчаны или Золотую улочку, на которой в средние века жили ювелиры и алхимики,
кто бродил по древним площадям и улицам чешской столицы, тот никогда ее не
забудет. Поднявшись на Ратушу, даже сами пражане не могут сдержать восхищенного
вздоха: Старый город лежит не вдали, не в дымке, а рядом. Разбегаются в стороны
его улицы-колодцы, до бесчисленных башен, кажется, можно дотянуться рукой; а
кругом, на сколько хватит глаз, волны красно-бурой черепицы, и потому никакими
словами не передать неповторимого очарования Праги. Рассказывают, что чешского
патриота Юлиуса Фучика фашисты перед казнью долго возили по пражским площадям и
улицам, потому что Прага - это город, которым искушается сердце человеческое...
БРЮССЕЛЬ
Зарождение
...Закладка в соц.сетях