Биография
Лейбер, Ф.ЛЕЙБЕР (LEIBER), Фриц (Р°йтер-младш.) (1910-1992).
Видный амер. прозаик, один из выдающихся представителей "Золотого Века" англоязычной НФ. Род. в Чикаго (шт. Иллинойс), окончил Ун-т Чикаго с дипломами психолога и физиолога; играл на сцене (как и его родители - актеры "шекспировского" театра; отец, кроме того, снимался в кино), год провел в теологической семинарии, но не окончил ее, работал ред. в науч.-поп. журнале и преподавал драму; с 1939 г. - професс. писатель. Первая публикация - "Два искомых приключения" (1939).
Начав писать "героическую фэнтези" (изобретение самого термина критики приписывают Л.) по предложению университетского товарища, Л. с первого опубл. р-за представил читателям своих популярнейших героев - искателей приключений Фафхрда и Серого Мышелова, жителей воображаемого города Ланкмара, о к-рых впоследствии написал неск. десятков увлекательных ("серьезных" и юмористических) повестей и р-зов.
Вся "сага" представлена в сб. -
"Мечи и дьявольщина" [Swords and Deviltry] (1970),
"Два искомых приключения" [Two Sought Adventures] (1957; испр. доп. 1970 - "Мечи против смерти" [Swords Against Death]; рус.1992 - "Клинки против смерти"),
"Мечи в тумане" [Swords in the Mist] (1968);
объединены в один том - "Три меча" [The Three Swords] (1989);
"Мечи против волшебства" [Swords Against Wizardry] (1968; рус.1992 - "Мечи против колдовства"),
"Мечи и ледяная магия" [Swords and Ice-Magic] (1977; сокр. 1977 - "Остров Риме" [Rime Island]),
а также роман "Мечи Ланкмара" [The Swords of Lankhmar] (1961 - "Дочь Сциллы"; доп. 1968; рус. 1992 - "Шпаги Ланкмара");
объединены в один том - "Повелители мечей" [Sword's Masters] (1990);
к циклу примыкает также роман "Король и валет мечей" [The Knight and Knave of Swords] (1988);
выделяется короткая повесть "Зло встречается в Ланкмаре" (1970; "Хьюго"-71; "Небьюла"-70; рус.1992; др. - "Веселый город Ланхмар").
На русский язык переведены также р-зы цикла:
"Затонувшая земля" (19..; рус.1992),
"Когда морского царя нет дома" (19..; рус.1992),
"Печаль палача" (19..; рус.1992),
Переводы произв. цикла составили сб. -
"Клинки против смерти" (рус.1992),
"Мечи против колдовства" (рус.1992).
История создания цикла изложена в автобиогр. эссе "Фафхрд и я" [Fafhrd &Me](1975 - в ант.; отд. изд.1991). От типичных произв. "героической фэнтези" сага Л. выгодно отличается тонкой стилизацией, разработкой характеров и "отстраненным" чувством юмора .
Л. быстро завоевал репутацию мастера совр. ("урбанистической") "лит-ры ужасов" и традиционной фэнтези. Яркие примеры последней - р-зы "Дымный призрак" (1941; рус.1992), "Девушка с голодными глазами" (1949), "Человек, который дружил с электричеством" (1962; рус. 1974; 1989), "Экспресс в Бельзен" (1975); один из лучших р-зов Л. - "Давай-ка бросим кости" (1967; "Хьюго"-68; "Небьюла"-67; рус.1991 - "И покатились кости"; др. - "Побросаю-ка я кости", "И тогда Джо бросил кости") - изящная притча об игре в кости со Смертью .
Первый роман Л., "Заколдуй жену" [Conjure Wife] (1943; 1953), повествует о совр. ведьмах (дважды удачно экранизирован - "Страшная женщина" и "Гори, ведьма, гори"); а "Дама Тьмы" [Our Lady of Darkness] (1977; Всемирная премия фэнтези-78) продолжает традицию готического романа; два последних романа объединены в один том - сб. "Заколдуй жену. Дама Тьмы" [Conjure Wife. Our Lady of Darkness](1991). "Тарзан и Долина Богов" [Tarzan and the Valley of Gods] (1966) - не совсем удачное подражание Э.Берроузу. Достижения Л. отмечены премиями "Гандальф" (1975) и Всемирной премией фэнтези-76 ("за общий вклад в развитие жанра").
НФ тв-во Л. также принесло автору положение одного из ведущих авторов жанра (вместе с рекордным числом премий "Хьюго" и "Небьюла" - соответственно 6 и 4; премия "Великий мастер"-81). В романе "Сгущайся, тьма!" [Gather, Darkness!] (1943; 1950) описана будущая теократическая диктатура, к-рой противостоят ученые, маскирующие свою науку под магию ; герои альтернативной истории - романа "Трижды судьба" [Destiny Times Three] (1945; 1957) - способны вмешиваться в ее ход, но в результате все существующие "версии" начинают приходить в противоречие друг с другом . Той же теме, но решенной в неожиданном стилистическом ключе, посвящен цикл о "Войне Изменений" - роман "Огромное время" [The Big Time] (1958; 1961; "Хьюго"-62) и р-зы, часть из к-рых объединена в сб. "Паук мысли" [The Mind Spider] (1961; испр. 1976); полностью р-зы цикла составили сб. "Война Изменений" [Changewar] (1978; сокр. 1983). Загадочная "война во времени" высших космич. сил (Змеи и Пауки) предстает как мастерски поставленный театр абсурда ; действие "пьесы" ограничено комнатой в неком Убежище-санатории для воинов, расположенном вне известного пространства-времени; пиротехнический стиль и свободное владение автором (в прошлом - актером) "драматургией" выводит его действо далеко за рамки традиционной НФ . Пацифистские настроения отличают р-зы из сб. "Ночь волка" [The Night of the Wolfe] (1966).