Жанр: Журнал
Русский анархизм и евреи. xix-xx век
...заставило меня отнестись к этим
записочкам менее сурово, чем они этого заслуживали.
Я хочу сказать, что вместо того, чтобы порвать с ними переписку... я написал им
письмо... в котором постарался, как мог, разбить их неосновательные мысли о
евреях.
..Я убеждал крестьян и рабочих в том, что еврейские труженики, - даже те из них,
которые состояли в... роте бойцами и были прямыми участниками в контрреволюционном
деле, - сами осудят этот свой позорный акт. Буржуазия же, причастная к
провокационным делам в Гуляй-Поле, свое получит, независимо от того, к какой
национальности она принадлежит"."
"Некоторые подробности событий произвели па крестьян особое впечатление. Так,
например... под руководством "анархиста" Левы Шнайдера, владевшего, помимо
еврейского языка, и украинским, было разгромлено бюро анархистов. На украинском
языке он обратился к шовинистическим бандам:
- Брати, я з вами вмру за неньку Украину! С такими словами вскочил этот
"анархист" в бюро анархистов, начал хватать и рвать черные знамена, срывать со
стен портреты Кропоткина, Бакунина, Александра Семенюты, разбивать их и топтать.
Даже шовинисты украинцы не делали того, что делал он, этот новоиспеченный
украинский патриот, - говорили мне очевидцы... Крестьяне... с особой настойчивостью
требовали моего мнения об этом гнусном поведении анархиста еврея Льва Шнайдера.
Что я им мог ответить? Я, конечно старался доказывать им, что евреи здесь не при
чем; что неевреев, играющих гнусную роль... было несравненно больше... Но убедить их
не мог... Чувствовалась великая злоба у крестьян против евреев: злоба, которой
Гуляй-Поле еще не переживало.
Я тревожился. Передо мною вставал грозный призрак антисемитизма. Я собирался с
силами, чтобы преодолеть эту заразу в массе крестьян: заразу, привитую
преступлением одних, и глупостью других... гуляй-поля) я остановился подробнейшим
образом... на антисемитизме. Я... подчеркнул истинную роль и громадную опасность
антисемитизма. Я напомнил крестьянам их героическую борьбу против погромов в
1905
Неприглядная роль части руководства гуляйпольской еврейской общины, пошедшей на
сговор с оккупационными властями и офицерством Центральной Рады, чтобы избежать
антиеврейских эксцессов, не помогла еврейскому населению. Если первые дни немцы
поддерживали порядок, то вскоре сичевики-украинцы взяли дело в свои руки:
начались издевательства над евреями на улицах. В первую очередь искали евреев,
замешанных в деятельности революционных организаций.
"В те же дни, по провокации "социалистов" шовинистов... поймали молодого славного
революционера анархиста из бедной еврейской среды, Горелика, и зверски мучили
его. Ударяли его... плевали ему в глаза, заставляли раскрывать рот и плевали в
рот. При этом ругали его за то, что он - неподкупный еврей. И, в конце концов,
убили этого славного юношу революционера"."
Махно не было в то время в Гуляй-Поле. За время его отсутствия оккупанты, мстя
его близким, сожгли дом, где он родился. Мать ночевала по чужим людям. Брат
Нестора, Емельян, инвалид мировой войны, в революционной деятельности вообще не
участвовавший, был расстрелян на глазах жены и детей. Украинские националисты
казнили и многих рабочих-украинцев, сотрудничавших с анархистской организацией.
Махно приводит жуткую сцену поэтапного расстрела М.Колесниченко - анархиста со
стажем. Можно понять, что к украинским националистам Махно относился нетерпимо
отнюдь не только по идеологическим соображениям...
В то время, когда происходили эти трагические события, он был вдалеке от родного
села: по делам, связанным с подпольной деятельностью анархистских организаций на
оккупированной Украине, он посетил Москву и ряд других городов России.
Именно к этому времени - весна-лето 1918 года - относится встреча Махно с
Лениным в Кремле. Махно был в Москве, чтобы установить контакты с Московской
федерацией анархистов, познакомился, наконец, со своим кумиром - Кропоткиным,
который тепло встретил его. Виделся и с другими видными анархистами - с Боровым,
Львом Черным... Большой интерес для историков русской революции представляет
описание встреч с видными большевиками
Бухариным, Свердловым и с самим Лениным (с последним Махно разговаривал довольно
долго, и в целом оба произвели друг на друга сильное впечатление)." Судя по
ленинской реакций на действия махновской армии на Украине в годы гражданской
войны, вождь большевиков неоднократно сожалел о том, что Махно находился по
другую сторону баррикад...
Именно во второй книге воспоминаний Махно подробно рассказывает о своей поездке
по российским городам, где существовали различные анархистские группы и
федерации. Красной линией сквозь повествование проходят имена еврееванархистов.
Курск - Саратов - Астрахань - вновь Москва - таков маршрут Махно
весной-летом 1918 года. В Саратове Махно с товарищами устраивают конференцию, на
которой присутствуют представители местных анархических групп, а также делегаты
из столицы и Украины. Подробно рассказывается об отчетном докладе саратовских
анархистов, который зачитал Макс Альтенберг (он же Авенариус). Ввиду
недостаточной революционности докладчика, призывавшего к уходу в подполье ввиду
близости белогвардейских войск, Махно с сопровождавшими его гуляйпольскими
анархистами разругались с ним, и, как Махно пишет, ушли с конференции
неудовлетворенными. Здесь же, в Саратове, Махно встречается с анархисткой Аней
Левин, бывшей каторжанкой. 'Последствия режимов царской каторги дают себя
чувствовать. Она лежит в больнице. Я не замедлил посетить ее. В группе... оказался
товарищ Ани Левин - Рива (член мариупольской группы анархо-коммунистов). С нею я
пошел в больницу навестить товарища"."
Заехав по дороге в Тамбов (и поделившись с читателем впечатлениями от встречи с
отрядом "Одесских анархистов- террористов" из 250 человек во главе с
"командиром. Мишей"), Махно с сопровождавшими его гуляйпольцами возвращается в
Москву. Многие страницы второй книги воспоминаний посвящены встречам со
знаменитым в свое время анархистом теоретиком
Иудой Гроссманом (Рощиным), которого Махно уважительно именует не иначе как
"Товарищ Иуда Гроссман-Рощин".
"Товарищ Шапиро тоже произвел на меня впечатление опытного и делового товарища.
Однако, тов. Шапиро, еще до встречи моей с ним, был мне известен, как крайний
синдикалист... Раза три я был вместе с тов. Аршиновым у тов. Шапиро... При виде
Аршинова и меня он бросал свою работу, подходил к нам... и нужно сказать правду,
оставил во мне хорошее впечатление"."
Возвращаясь на Украину, Махно проезжал Орел. "Побродил по этому городу... Город, в
котором, при самодержавии Николая Второго Романова, существовала каторга. На
этой каторге, в особенности, не было предела разнузданности по отношению
политкаторжан. Дух антисемитизма здесь гулял в той мере, в которой только смогли
проявлять его управители... начиная от начальника и кончая темным невежественным
надзирателем - ключевым или постовым у дверей камер, при выходе на прогулки, на
самой прогулке, Это в Орловской каторге чуть не каждого прибывшего в нее
политкаторжанина, под воротами, спрашивали: - Жид? - И если отвечал: - Нет, -
заставляли показать крест. А когда не оказывалось последнего, били,
приговаривая:- Скрывает, мерзавец, свое жидовство. - Били до тех пор, пока не
срывали с него арестанского костюма и не убеждались на половом члене. Но и в
этом случае били, только теперь уже за то, что не носит креста..."
Первые вести о трагедии своей семьи, страдавшей от рук немецко- австрийских
оккупантов и украинских националистов, принесли Махно знакомые евреи сразу по
возвращении на Украину из российской поездки.
"Высадился я на ст.Беленикино и... встретился в тысячной толпе... со многими
гуляйпольцами. Один из них - сын одной хорошо знакомой мне еврейской семьи,
некий Шапиро - бросился мне на шею. Он многое сообщил мне о положении... в ГуляйПоле..
От этого Шапиро и ряда других еврейских парней я узнал, что дом моей
матери сожжен... Старший мой брат, Емельян, который, как инвалид войны, не
принимал никакого участия в политической организации, расстрелян. Другой старший
брат, Савва... был схвачен и посажен в Александровскую тюрьму. За мое отсутствие...
немцами совершено много расстрелов, главным образом крестьян-анархистов"."
Аршинов-Марин, описывая этот эпизод, подчеркивает, что возвращавшегося на родину
Махно спасли от властей именно евреи:
"В одном месте Махно чуть не погиб, будучи схвачен немецкими властями с
чемоданом анархистской литературы. Его спас один знакомый гуляйпольский еврейобыватель,
потративший большую сумму денег на его освобождение"."
Сам Махно в мемуарах называет имя этого человека: гуляйпольский гражданин Коган.
Махно передал ему свой чемодан с вещами, объяснив кому его нужно сдать в ГуляйПоле,
переоделся, вышел из поезда и пешком 25 верст добирался до родного села.
Собственно, с возвращения в Гуляй-Поле в июне 1918 года, когда вокруг Махно
начинают группироваться крестьянские повстанческие группы, и начинается история
массового народного движения, известного под названием махновщина. При
объединении отряда Нестора, состоявшего из остатков разгромленной анархистской
организации села и сочувствующих крестьян, с анархистским отрядом бывшего
матроса Феодосия (Федора) Гуся", возникает зародыш будущей могучей Революционной
повстанческой армии Украины.
Сама история борьбы Махно с оккупационным германским корпусом, с белой армией, с
петлюровцами, различными бандами и- в итоге - с красными - не входит в нашу
задачу и является темой отдельного исследования.
Махновщина и борьба с антисемитизмом (по воспоминаниям участников движения)
Прежде всего, необходимо отметить, что ни один историк, более или менее серьезно
исследовавший личность Махно и действия командиров его Повстанческой армии, не
может привести ни одного факта конфликта на национальной почве, который не
подвергся бы немедленному остракизму со стороны реввоенсовета махновцев. Те
единичные проявления национальной нетерпимости в разноплеменной махновской
армии, что имели место в 1919-1921 гг., беспощадно подавлялись. Это вынуждены
признать и те советские историки, перед которыми была поставлена "социальным
заказом" власти конкретная задача: обвинить Махно и его окружение во всем, в чем
только можно обвинить политического и военного противника.
Вообще, Махно не мог позволить себе такой роскоши натравливать бойцов своей
армии, принадлежащих разным национальностям, на гражданское население. На
поддержке этого населения и базировалась знаменитая неуловимость и маневренность
повстанцев. Агенты махновцев действовали в украинских селах, среди русского
населения городов, в еврейских и греческих колониях и местечках. Оседлое
население поставляло махновской контрразведке данные, позволявшие штабу армии
загодя принимать своевременные и быстрые решения. В составе махновской армии
действовали и еврейские, и украинские, и греческие части и подразделения.
Странно было бы, если бы бойцы еврейской батареи под руководством Абрама
Шнайдера спокойно реагировали на антисемитские акции своих сотоварищей по
оружию, а греческие колонисты - на ругань бойцов-украинцев. Впервые и украинцы,
и евреи, и греки поняли, что такое братство по оружию, во время известного боя у
местечка Большой Токмак, где Махно сконцентрировал для отражения атаки генерала
Шкуро еврейские и греческие полки, славившиеся дисциплинированностью и
ненавистью к белым (июнь 1919 года). Армия, раздираемая национальными
противоречиями, в этих условиях не только не смогла бы успешно осуществлять свои
боевые задачи, но просто распалась бы через короткое время.'.. "Тут надо
решительно отвергнуть бытующую до сих пор легенду об антисемитском характере
махновского движения. Это в корне неверно, а закреплено в общественном сознании
популярной когда-то поэмой Багрицкого "Дума про Опанаса". Там по приказу Махно
убивают начальника продотряда по имени Коган, это некоторыми трактуется в духе
сугубо национальном. Но характерно, что именно такую фамилию носил как раз
предводитель Гуляйпольского Совета в годы гражданской войны, убитый деникинцами
(об этом свидетельствует Аршинов)"
"Многие до сих пор искренне убеждены, что Махно - "обыкновенный бандит" и
погромщик, увлекший за собой темную и падкую до грабежа, разложенную войной
солдатско-крестьянскую массу. Многие по сей день считают Махно "авантюристом",
веря злостным и нелепым сказкам о том, что он "открывал" фронт Деникину,
"братался" с Петлюрой и "объединился с Врангелем"... С легкой руки большевиков,
многие все еще повторяют клевету, будто Махно "возглавлял контрреволюционное
кулацкое движение", и будто "анархизм" Махно - лишь наивная выдумка некоторых
анархистов, искусно использованная им в своих целях... Но Деникин, Петлюра,
Врангель, это - лишь яркие военные эпизоды: за них ухватываются и нагромождают
горы лжи. Борьба с контрреволюционными генералами далеко не исчерпывает
махновщину".
Так писал Вс.Эйхенбаум (Волин), член культпросвета Революционной повстанческой
армии", проведший с Махно около полугода - с августа 1919 по январь 1920 (будучи
арестован большевиками в начале 1920 года, провел в заключении около 10 месяцев.
Освобожден во время действия договора Махно с советской властью. Позднее
эмигрировал).
Эйхенбаум продолжает: "Нечего и говорить о том, что все сказки о бандитизме, об
антисемитизме и других, якобы присущих махновскому движению, темных явлениях
должны, с появлением этой книги, сойти на нет" "
Все подписанные договоры между Махно и большевиками регулярно нарушались
советской властью. Москва неистовствала, наблюдая массовую поддержку обширных
областей Украины махновскому движению. Еврейские общины Александровска,
Мариуполя встречали повстанцев восторженно, видя в них защитников от
петлюровских и белогвардейских погромщиков. Отрицательное отношение советской
власти к анархическому движению усугублялось и личной ненавистью Троцкого по
отношению к Нестору. Махно ни в грош не ставил "железного комиссара", не ценил
его организаторские способности, не видел в нем блестящего оратора, - а,
наоборот, повторял своим бойцам, что Троцкий - ни кто иной, как
закомплексованный искатель славы, растущей на чужих костях, возможно - будущий
диктатор России, способный утопить страну в крови во имя своих диких идеалов.
Троцкий официально призывал к ликвидации махновской армии уже в 1919 году,
несмотря на то, что именно махновцы играли часто роль буфера для красных,
находясь на самых тяжелых участках фронта. Отношение Троцкого не изменилось от
того, что махновская конница и тачанки успешно громили Добровольческую армию
Антона Деникина, били петлюровцев; от того, что именно обескровленная
непрерывными боями махновская пехота, перевалив Сиваш, атаковала в Крыму
Врангеля и погнала его к крымскому берегу. Врангелевцы отчалили в
Константинополь в 1920 году, а поредевшие махновские части немедленно были
атакованы красными, зажаты в тиски и почти полностью планомерно уничтожены,
кроме маленькой группы конников, вырвавшихся из "крымской бутылки" обратно в
украинские степи...
Не укладывались в прокрустово ложе большевистского марксизма ни
интернациональный состав Повстанческой армии, ни классовый ее состав: абсолютное
большинство крестьян-бойцов происходило из беднейших батрацких семей, отнюдь не
из кулацких. Почти все полевые командиры-махновцы (Аршинов, а вслед за ним
Семанов дают список из 28 фамилий) родились и росли именно в бедных, или, реже,
в середняцких семьях. Кулаками в махновском штабе и не пахло...
Виктор Белаш приводит эпизод, ярко взаимоотношения между Махно и Троцким.
"Третьего июня (1919 года - прим. автора) прибыли... Махно и Аршинов. Они
возмущались поведением Троцкого, и Махно рассказал:
- Как не возмутительно! Вызывает меня к аппарату Троцкий и говорит: - Шкуро
угрожает Харькову... От Славянска до Гришино фронт открыт. Предлагаю его занять
своими войсками и принять на себя ответственность за дальнейшую судьбу этого
участка.
Я доложил ему о состоянии фронта, наших потерях, полном отсутствии боеприпасов,
что на нашем участке от Азовского моря до ст. Бленовки действуют одна пехотная и
две конных дивизии противника при пулеметах, орудиях, танках, бронепоездах,
самолетах... Он и слушать меня не хотел.
Я говорю ему, что нет сил защищать имеющийся участок и что никак не могу
растянуть его на новую сотню верст... А он и слушать не хочет.
- Я, - говорит, - председатель Реввоенсовета Республики, приказываю занять!
- Я обратил его внимание, - продолжал Махно, - на нереальность выполнения такого
приказа. Не могу... бессилен... винтовок, патронов, снарядов... нет! Он стоит на
своем. - Приказываю! - Стал запугивать. - Перетягивали канат, пока он не вывел
меня из терпения. Я ему на- последок и сказал: "Пошел ты мухомор, к такой
матери! - Связь прервалась.
Обозлили людей, предали и развалили фронт, поставили нас перед фактом своего
банкротства, а теперь проявляют агрессивную нетерпимость в этой обычной своей
жвачке лицемерия и лицедейства"
Весь 1920 год, а также и последующий (до разгрома Повстанческой армии и ухода
Махно в Румынию) советская власть воевала с махновщиной под лозунгом "борьбы с
бандитизмом". Пленных махновцев беспощадно расстреливали, их родственников -
отцов, матерей, жен - истязали, пытали, нередко казнили, имущество неизменно
разгромлялось, дома разрушались. Все это делалось поистине с гигантским
размахом. Нужна была действительно сверхчеловеческая воля, чтобы, при наличии
таких ужасов со стороны власти, широкая повстанческая масса удержалась на строго
революционных позициях и в ожесточении не спустилась в пропасть действительного
уголовного бандитизма...
Можно сказать, что поход большевиков на махновцев был одновременно и походом на
украинскую деревню. Общая задача заключалась в том, чтобы, разбив армию
повстанцев, обезглавить и прибрать к рукам непокорное крестьянство, озлобленное
постоянными поборами ООНовцев, конфискацией запасов хлеба и зерна. Продотряды,
усиленные спецподразделениями чекистов, сеяли смерть и ужас по всей Украине.
Расстрелы еврейских семей- родственников евреев-махновцев - не считались актами
антисемитизма...
В одном из продотрядов служил молодой, никому тогда неизвестный паренек, с
именем которого связана отчасти судьба советской литературы. Белаш пишет об этом
так:
"...Произошел весьма знаменательный случай, иначе не видать бы нам 'Тихого Дона".
В бою пленили бойцов продотряда, оказавших сопротивление и прославившихся в
округе своей жестокостью. Комиссия антимахновской деятельности приговорила их к
расстрелу. И вот, когда выводили их за село, встретили Махно. Eгo внимание
привлек подросток с довольно жалким видом. Махно поинтересовался, кто такие,
куда ведут. Он подозвал пленника, который назвался Шолоховым, и после короткого
разговора заявил: "Отпустим его, пусть подрастет и осознает,что делает..."
Очевидно, это и послужило поводом М.Шолохову написать рассказ о махновцах "Путьдороженька"
Некоторые современные исследователи полагают, что чудовищный мор украинской
деревни в 30-х годах, миллионы умерших от голода крестьян, о которых ничего не
говорилось в советской прессе - ни что иное как планомерная, садистская месть
Сталина за "отступничество" украинского крестьянства в годы гражданской войны.
"Когда, неделю спустя после изменнического нападения большевиков на Гуляй-Поле,
Махно вновь вошел туда, то крестьяне и крестьянки массами окружили махновцев и
горестно повествовали о том, что только вчера коммунисты расстреляли свыше
трехсот человек местных крестьян. Население... напряженно ждало со дня на день
прихода махновцев, которые бы спасли несчастных. Тот же массовый расстрел... нашли
через несколько дней в с. Новоспасовке. В этом последнем культпросветотделом
армии махновцев и Советом повстанцев были зарегистрированы случаи, когда
опьяненные убийствами чекисты заставляли матерей брать на руки своих грудных
детей и затем одним выстрелом поражали их... И таких случаев было немало... Те же
массовые расстрелы.'.. были произведены большевиками в селах М.Токмачка,
Успеновка, в Пологах и других.
Всей этой карательной экспедицией руководил командующий армиями 'южного округа
Фрунзе... Он въехал в украинскую деревню с обнаженной шашкой, сея смерть направо и
налево"'
В примечании к главе 9 своей "Истории махновского движения" П.Аршинов сообщает
следующее:
"Во время занятия Екатеринослава в октябре 1919 года махновцы совсем не трогали
находящихся в лазарете деникинских сообщат и офицеров, считая убийство
находящихся в лазарете врагов недопустимым для чести революционера.
Пришедший в Екатеринослав, месяц спустя, деникинский генерал Слащев... истребил
всех махновцев, находившихся в лазаретах. Коммунистическая власть пошла дальше
Слащева: она расстреляла человека, который, будучи ранен на общем с ней фронте,
приехал к ней за помощью, считая свою жизнь под охраной договора, подписанного
этой властью"
(Аршинов в данном случае имеет ввиду крестьянина-махновца Середу, который даже
не был анархистом. Был он казначеем Повстанческой армии, в октябрьских боях 1920
года во время сражения с врангелевцами ранен в грудь навылет. Приехал в Харьков
к большевикам - лечиться, был арестован ЧК в больнице и расстрелян).
В главе 10 своего труда Аршинов специально рассматривает отношение махновцев к
евреям. Этому посвящено довольное большое количество страниц его книги. Глава
так и называется- "Еврейский вопрос".
"С первых дней своего зарождения движение охватило бедноту всех национальностей,
населявших район. Подавляющее большинство составляли, конечно, украинские
крестьяне. Около 6-8% было крестьян и рабочих из Великороссии. Затем шли греки,
евреи, кавказцы и бедняки других национальностей. Греческие и еврейские
поселения, расположенные в приазовском районе, находились в постоянной связи с
движением. Из греков вышло несколько прекрасных революционных командиров, и до
последнего времени в армии имелись особые греческие отряды.
...Абсолютно не интересовались ни своей, ни чужой национальностью...
Однако, ненавистники движения старались в этой области особенно дискредитировать
движение. И в русской, и в заграничной прессе неоднократно сообщалось о
махновщине, как об узком партизанском движении, чуждом идеалов международной
братской солидарности и даже несущем на себе грех антисемитизма.,
...В армии махновцев немалую' роль играли евреи революционеры, из которых многие
отбывали каторгу за революцию 1905 года или жили в эмиграции в государствах
Западной Европы и Америки скажем из них на примере следующих лиц:
Коган - Помощи. председателя высшего органа движения - Районного Гуляй-Польского
Военно-Революционного Совета. Рабочими,.Но еще до революции 1917 года, по
мотивам духовного характера, ушел, с фабрики к земледельческому труду в
беднейшую еврейскую земледельческую колонию. В бою с деникинцами был ранен, а
затем, будучи раненым, захвачен в уманьском лазарете деникинцами, по сообщениям,
зарублен ими.
Л.Зиньковский (Задов) - Начальник контрразведки, а впоследствии комендант
особого кавалерийского полка. Рабочий. До революции пробыл свыше 10 лет на
каторге. по политич. делу. Один из активнейших деятелей революционного
повстанчества.
Елена Келлер - Секретарь культ. просвет. отдела армии. Участница профес.
рабочего движения в Америке. Работница. Одна из организаторов Конфедерации
"Набат".
Иосиф Эмигрант (Готман) - Член культ.-просвет. отдсла армии. Рабочий. Один из
активных участников анархич. движения на Украине. Один из организаторов и член
секретариата Конфедерации "Набат".
Я.Алый (Суховольский) - Рабочий. Член культ.-просв. отдела армии. Отбывал
каторгу по политическому делу. Один из организаторов и член секретариата
Конфедерации "Набат".
Список евреев-революционеров, принимавших участие в различных областях
махновского движения, мы могли бы значительно удлинить;.
В среде революционного повстанчества трудовое еврейское население занимало
подлинно братское место. Еврейские трудовые колонии, во множестве разбросанные в
уездах Мариупольском, Бердянском, Александровском и других, принимали самое
активное участие в районных съездах крестьян, рабочих и повстанцев, имея на них,
а также в районном Военно-Революционном Совете, своих представителей.
В феврале месяце 1919 года, в виду случаев антисемитизма, Махно предложил всем
еврейским колониям организовать самооборону и выдал необходимое количество
винтовок и патронов каждой колонии. В это же время он организовал и провел по
всему району ряд митингов, на которых призывал массы к борьбе. со злом
антисемитизма.
...По зову Военно-Революционного Совета пополнять армию повстанцев добровольными
борцами, еврейские колонии дали из своей среды значительное количество бойцов в
ряды повстанческой армии.
В армии повстанцев-махновцев имелась особая еврейская батарея, обслуживавшаяся
одними евреями-артиллеристами и имевшая еврейскую полуроту прикрытия. Эта
батарея, под руководством... Шнайдера, героически обороняла Гуляй-Поле от
наступавшего в июне 1919 года Деникина и, сражаясь до последнего снаряда, вся
погибла под Гуляй-Полем в борьбе с полчищами Деникина"."
Аршинов с фактами в руках доказывает суровую расправу Махно и членов его штаба
над антисемитами:
"...Решительной рукой махновцев был убит Григорьев со своим штабом... Одним их
главных оснований этой казни послужила его причастность к еврейскому погрому.
В громадном повстанческом круговороте 1918-19 годов могли, конечно, быть
отдельные лица с антиеврейским настроением, но они являлись продуктом не
повстанчества, а общей русской действительности, и не имели никакого значения в
целом движении. И когда такие лица прорывались с антиеврейскими действиями, они
попадали под суровую руку повстанцев-революционеров".
В главе 10 Аршинов конкретно называет местечки, колонии, цифры, имена людей,
причастных к антисемитс
...Закладка в соц.сетях