Абзац: Полный самый URL: https://lib.co.ua/old/sociology/valntey1/end.jsp ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все хотят видеть Россию цивилизованной. Однако следует разобр аться, что, собственно, представляют собой сегодня "цивилизов анные общества"? Страны с рыночной экономикой? Что такое современный рынок? Рынок начала нового тысячелетия предполагает, прежде всего, государственное регулирование, огр аничение безработицы, участие граждан в управлении. Возможно, к "цивилизованному обществу" принадлежат страны демокр атические или те, в которых нет национальных конфликтов? Но эти конфликты наблюдаются, например, в Канаде, Великобрит ании - во вполне демократических странах с высоким уровнем экономического развития. Может быть, речь должна идти о странах с высокой правовой культурой населения, где исполнительн ая и законодательная власть крепка? Но имеется много примеров, когда сочетание первого и второго порождало тоталит аризм и апартеид. Видимо, "цивилизованность" в современном мире в целом и в каждом конкретном случае - это нечто более сложное, нежели механический набор конкретных признаков. А потому даже в условиях открытости российского общества заведомо обречены на провал попытки реформировать его по образу и подобию отдельных, даже наиболее развитых государств. И не потому, что каждое из них шло собственным путем, но прежде всего потому, что все они, несмотря на различия избранных механизмов, пусть порой и не вполне осознанно, методом проб и ошибок, иницииров али некие общие процессы, явления и тенденции. Значит, пытаясь достигнуть того, чего достигли развитые страны, нельзя бездумно переносить их опыт на российскую действительность. Прежде требуется понять, какие сдвиги происходят в современном обществе; в какой мере Россия готова воспринять изменения в мировом сообществе; переструктурирование каких уровней общественных отношений нам следует стимулировать в первую очередь, чтобы в результате получить изменение качеств а дальнейшего развития. 169 Этого нельзя достигнуть вне проработок вопросов общей теории. Провал многих, в том числе благих начинаний отечественных реформаторов, полагаем, связан не с тем, что они оказались неспособны заглянуть дальше дня сегодняшнего. Последнее - не причина, а следствие того, что и наше общество в целом, и руководство страны пока не избавились от упрощенной, "черно-белой" трактовки содержания общественного развития. В предлагаемой работе мы попытались показать опасность такого взгляда и предложили свой. Отметим лишь, что с позиции анализ а истории общественного прогресса сквозь призму теории соци альных альтернатив вопрос о "цивилизованности" России приобрет ает новую окраску. Дело в том, что в течение столетий внутри нее сосуществуют локально-цивилизационные общности обеих цивилизаций. А потому, признавая наше явное отставание в развитии рыночных отношений (и в этом правы "западники"), одновременно следует признать не менее явное опережение российским обществом мирового сообщества в поиске форм взаимодействия двух систем интересов и ценностных ориентиров (и в этом правы "славянофилы"). Можно возразить, приведя в качестве примера обострение межнациональных конфликтов, недавнюю "войну" суверенитетов и прочую атрибутику нашей действительности. Но кто доказ ал, что котел, в котором мы все варимся, - следствие гибели, а не результат мучительного, продолжающегося века поиска новых форм взаимодействия общинного и гражданского типов цивилиз ации? Не слишком ли часто мы выдаем желаемое за действительное вместо того чтобы трезво разобраться, в чем, собственно, величие, а в чем нищета нашего народа и нашей истории? Ответы на эти вопросы трудны, но они необходимы. Нельзя выбр аться из современного состояния, не разобравшись, кем мы были ранее и кто мы есть сегодня. Конечно, высказанные соображения претендуют не более чем на научную гипотезу. Многие ее положения требуют расшифровки. Однако авторы убеждены, истину можно обнаружить, только осуществляя серьезные, фундаментальные проработки, а не ограничиваясь исследованиями, сориентированными на реализацию сиюминутных проблем и интересов. 170 URL: https://lib.co.ua/old/sociology/valntey1/end.jsp