Купить
 
 
Жанр: Религия

Религии человечества

Мишель МАЛЕРБ.
Религии человечества.
Рудомино "Университетская книга" Москва  Санкт-Петербург

1997

ББК 86.3


Ml 8
Редактор:
А.Л. Гуревич
Благодарим Мишеля Малерба за любезно предоставленный перевод
книги
Книга издана при содействии Фонда "Учебная Литература"
В оформлении использованы фрагменты картин Питера .Брейгеля
Старшего и Еадима Шмшгина
ISВN 5-7380-0049-8
ISВN 5-7914-0013-6 Лицензия 071351  " от 23.10.96 r.
й СRITERION, Рaris. 1990 й "Рудомино", подготовка текста.
1997 й В. Гореликов, оформление. 1997 о "Университетская
книга". 1997.
Предисловие к русскому изданию
Впервые на русском языке издается столь разносторонняя и
всеобъемлющая книга по сравнительному богословию.
Автор книги "Религии человечества" Мишель Малерб просто
и доходчиво анализирует многообразный духовный опыт различных
религий, выделяя их общие черты и особенности. Здесь читатель
найдет и статистику количества приверженцев различных религий
в мире, общую характеристику каждой из религий, сопоставление
и сравнение различных духовных практик и оценку перспектив
их существования и развития в будущем. Очень актуально, на
наш взгляд, исследование эволюции религий в истории человечества
и в современном мире. Заслуживают внимания и очень нестандартны
оценки религиозной ситуации в Иране. Описывая те или иные
вероисповедания, автор старался быть беспристрастным, демонстрируя
точку зрения их приверженцев, глубоко, изнутри познавших
определенную духовную традицию и укорененных в ней. Книга
Малерба  уникальный справочник по истории религии и современным
вероисповеданиям.
Несмотря на некоторую облегченность стиля, книга "Религии
человечества" носит фундаментальный, энциклопедический характер.
Книга хорошо читается, и к ней можно обращаться многократно
при изучении различных проблем сравнительного богословия.
Достоинством книги является также то, что в ней описываются
и такие вероисповедания, с которыми российский читатель практически
незнаком (как, например, кимбангуизм или религия тораджей)
Однако данное издание не лишено недостатков, о которых мы
считаем необходимым сказать. Книга написана французским католиком
для французов, в большинстве своем также католиков по вероисповеданию
и культуре. Поэтому автор обращает особенное 5
чу                        М. Малерб "Религии человечества"
внимание на те проблемы, которые волнуют его французских
читателей. Некоторые из них россиянам могут показаться менее
актуальными.
В попытке более беспристрастно изложить основы различных
религий и вероисповеданий автор иногда, по нашему мнению,
несколько "перегибает палку". В некоторых случаях (особенно
при описании различных нетрадиционных вероисповеданий) книга
становится похожей на агитационные материалы этих вероисповеданий
(как это случилось, например, с церковью мормонов или со
свидетелями Иеговы). В процессе редактирования текста мы
старались указывать на такие места в примечаниях редактора.
С другой стороны, столь важное для России православие описано
несколько поверхностно, однако любой заинтересованный читатель
сможет найти немало подробных описаний православной духовной
традиции.
В заключение хотелось бы привести несколько высказываний
святых отцов православной церкви о необходимости изучения
православными иных религий и вероисповеданий:
"В языческом учении все же существует нечто достойное нашего
восприятия, чем во имя рождения добродетели не следует пренебрегать"
(святитель Григорий Богослов).
"Не с такой силой, как в народе Божием, проявление Духа
Божия действовало и в язычниках, не ведающих Бога истинного,
потому что и из их среды Бог находил избранных себе людей.
Купить
Таковы были, например, девственницы  пророчицы сивиллы,
которые облекали свое девство хотя для Бога неведомого,
но все же для Бога, Творца вселенной и Вседержателя и Мироправителя,
каковым Его и язычники признавали. Также и философы языческие,
которые хотя и во тьме неведения Божественного блуждали,
но, ища истины, возлюбленной Богу, могли быть по самому
этому Бо-голюбезному исканию не непричастными Духу Божию,
ибо сказано: "языки неведующие Бога естеством законная
творят и угодная Бога соделывают" (преподобный Серафим Саровский)
"Премудрость создала себе дом на семи столпах. Эти семь
столпов имеет Православие. Но у святой Премудрости Божией
есть и другие дома, там может быть и шесть и менее столпов
и соответственно этому различные ступени благодати" (старец
Нектарий Оп-тинский).
Как отмечают профессор Московской духовной академии Д.П.
Огицкий и священник Максим Козлов, "доказывая свои 6
Предисловие к русскому изданию
-V
убеждения в спорах с инакомыслящими, полезно следовать примеру
подвижника благочестия, ныне канонизированного, преподобного
Силуана Афонского. Однажды его посетил православный миссионер,
архимандрит, который проповедовал среди католиков. у них
зашла речь о том, как этот человек занимается делом миссии,
и он стал рассказывать: "Я им говорю: ваша вера  блуд,
у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если
не покаетесь". Архимандрит считал, что он свидетельствует
таким образом о Православии. На это старец сказал ему следующее:
"Душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса
Христа, что чтут Божию Матерь и Святых, что призывают их
в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера  блуд,
то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить
народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога, хорошо
делают, почитая Божию Матерь и Святых; хорошо делают, что
ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают
Слово Божие, и прочее, но в том то у них есть ошибка, и что
ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет
радоваться о них; и так все мы спасемся Милостию Божиею"
(Огицкий Д.П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство.
М.: МДА; Отчий дом, 1995.
С. 18).
Мы хотели бы надеяться, что монография М. Малерба "Религии
человечества)) будет весьма полезна не только исследователям
и богословам, но и студентам духовных и светских учебных
заведений, а также всем читателям, верующим и неверующим,
которые интересуются проблемами сравнительного богословия
и места религии в современном мире.
А. Гуревич
Предисловие к русскому издаНию
Главные основатели или реформаторы религий (в хронологическом
порядке)
АВРААМ (монотеизм) МОИСЕЙ (иудаизм) ЗОЮАСТР (зороастризм)
ЛАО-ЦЗЫ (даосизм) БУДДА ГАУТАМА (буддизм) КОНФУЦИЙ (конфуцианство)
МАХАВИРА (джайнизм) ИИСУС ХРИСТОС (христианство) МАГОМЕТ
(ислам) НИТИРЭН (японский буддизм)6 НАНАК (сикхизм) ЛЮТЕР
(лютеранство) ГЕНРИХ VIII (англиканство) КАЛЬВИН (кальвинизм)
ДЖОЗЕФ СМИТ (мормоны)
МИРЗА АЛИ МУХАММЕД ("БАБ") (бахаизм)
Чарльз ТЕЙЗ РАССЕЛ ("Свидетели Иеговы")
Симон КИМБАНГУ (кимбангуизм)7
ок. 1850г. дон. э.1
ок. 1250 г. до н. э.2
650583 до н. э.з
605520 до н. э.4
563483 до н. э.5
551479 до н. э.
540468 до н.э.
4 г. до н. э.  30 г. н. э.
570632 н.э.

12221282


14691539


14831546

14911547 '

15091564


18051844


18191850

18521916 18871951

ПРОЛОГ

"Бог умер",  сказал Ницше. "XXI в. будет религиозным или
не будет вовсе",  сказал Мальро.
Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление
понять бесконечность, смысл жизни, причины несправедливости
и страданий, надежда на продолжение существования после смерти
остаются главными составляющими человеческого духа.
Каждый из нас в конце концов приспосабливается к жизни,
вырабатывая свою философию, чаще всего так или иначе связанную
с основньми учениями, известными человечеству. Человек может
быть вольнодумцем, адептом одной из установившихся религий
или одного из философских учений либо находиться где-то между
этими крайностями, однако более чем каждый второй человек
на Земле признает веру в Бога, а иногда даже в нескольких
божеств.
Эта вера, в большей или меньшей степени структурированная,
часто является настолько сильной, что для того, кто ее разделяет,
она представляется наиболее существенным фактом его существования.
В других, более многочисленных случаях речь идет о выборе,
который носит почти философский характер,  признании существования
далекого и часто неясно определенного творца.
Иногда вера в Бога выражается в рамках религии с четко определенной
доктриной, однако существуют религии, в которых вера в Бога
является личным делом, не требующим каких-либо внешних проявлений.
Во всяком случае, феномен религии занимает очень важное
место в жизни человечества и оказал глубокое влияние на культуру
всех народов.
Учебные программы (кстати, сильно перегруженные) обычно
оставляют лишь незначительное место в курсе философии раз-11
ЧУ                        М. Малерб "Религии человечества"
мышлениям на тему, в отношении которой государство по понятным
причинам хочет сохранить строгий нейтралитет8. Менее нормальным
и даже заслуживающим строгой критики является то, что в результате
этого нейтралитета часто проявляется невежество, выражающееся
в неспособности французов понимать культуру других народов.
Сегодня, когда наши занятия и деятельность часто уводят
нас далеко за наши границы и за пределы привычного нам культурного
универсума, недостаточное знание религий и связанных с ними
культур не просто огорчительно оно наносит большой вред,
на нем основан наш позорный шовинизм, вызывающий улыбки
у иностранцев. А это в свою очередь снижает качество наших
политических и экономических связей.
Чтобы разбить стену снисходительного безразличия, которую
мы возвели вокруг наших границ, и была написана эта книга.
В этом отношении она дополняет "Языки человечества" - книгу,
опубликованную в 1983 г. издательством "Сегерс". Она создана
в том же духе  этот труд преследует популяризаторские цели,
написан просто и доступно и должен рассматриваться скорее
как произведение журналистики.
О каждой из религий написаны горы трудов, и может показаться
чрезвычайно амбициозной попытка изложить в одной книге наиболее
существенные сведения из этой области. Задача еще более усложняется
тем, что духовное содержание религии часто весьма далеко
от ее исторически сложившегося образа.
Так, например, отношение мусульман к христианам (и наоборот)
обычно характеризуется крайней нетерпимостью. Одни видят
христианство через призму инквизиции и крестовых походов,
жертвами которых они были, а другие видят в исламе воинствующую
гегемонию, остановленную в былые времена под Пуатье, у стен
Вены и Лепанте, но и сейчас готовую нанести удар по указке
какого-нибудь нового пророка или аятоллы.
Политическая власть, несомненно, всегда пыталась использовать
религиозные силы в своих целях, и очень часто духовные лидеры
позволяли себе идти на компромисс с властью по двусмысленным,
а иногда и откровенно недостойным причинам.
Поэтому трудно избежать смешения того, что в данной религии
вытекает из самого ее характера или исповедуемого ею учения,
с тем, как она используется людьми на практике. В частности,
историку, анализирующему ход событий, бывает трудно удержаться
от 12
Знакомства.Новые.

Пролог                                              -w

искушения приписывать религии или философии то, что следовало
бы приписать историческим деятелям, скрывающимся за ними.
Поведение так называемых "очень христианских" королей трудно
сравнивать с поведением монахов в христианских монастырях,
а союз клинка и сутаны не имеет ничего общего со словом
Христовым: "Воздайте кесарево кесарю, а Богово  Богу".
Поэтому для того, чтобы попытаться отделить религии от попыток
манипулировать ими, которые постоянно предпринимали власти,
чтобы понять суть их духовного учения, нельзя ограничиваться
одним только историческим анализом.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы полностью игнорировать
те компромиссы, на которые вольно или невольно идут представители
каждой из религий, с интересами, очень далекими от принципов,
которые они должны исповедовать. Тем не менее мы будем главным
образом выявлять здесь то, что представляет собой каждое
из великих духовных учений в своей основе и чистоте. Мы будем
при этом стремиться понять, на каких ценностях и принципах
основано каждое из этих учений, не смешивая их в какую-либо
единую систему взглядов.
Люди из других стран, с которыми мы встречаемся, живут в
соответствии со своей системой ценностей и выражают свои
мысли на языках, являющихся носителями другой цивилизации,
нюансы которых нам порой непонятны. Наше общение с этими
людьми обычно остается поверхностным, мы судим о них на основании
собственных культурных стереотипов и подчас плохо понимаем
особенности их социальной, экономической и политической жизни.
И среди важнейших факторов, определяющих лицо цивилизации,
нельзя забывать о религии.
Даже самый убежденный атеист неявным образом определяет
свой атеизм по отношению к религиозному универсуму общества,
в котором он живет. Атеист из исламской страны  это совсем
не то же самое, что атеист-испанец, русский или американец.
В действительности всякая цивилизация имеет религиозный
подтекст, понимание которого чрезвычайно облегчает восприятие
ее культуры в самом широком смысле.
Последняя (по счету, но не по значению) трудность состоит
в том, что автор этой книги старается быть объективным, то
есть при описании каждой из религий автор пытается представить
ее так, как ее воспринимает изнутри один из ее адептов. Вместе
с тем книга не является нейтральной, цель автора  заставить
читателя 13
4Sf                        M. Малерб "Религии человечества"
задуматься о том, что такое человек во всем многообразии
его проявлений, чтобы глубже осознать свои собственные убеждения
и лучше понимать взгляды других.
Как подходить к столь необозримой теме? Все более широко
распространяющееся непонимание, что такое духовная жизнь,
доходит до того, что многие смешивают ее со спиритизмом,
магией и тому подобными мистическими занятиями.
Многие люди XX в. верят в Бога, однако отношения с Богом
могут принимать формы близости, уважения, страха или безразличия.
Часто Бог рассматривается как удобное изобретение человека,
полезное как способ подавления своих страхов, ухода от ответственности
или объяснения необъяснимого.
Поэтому прежде всего мы рассмотрим различные системы взглядов,
которые принимает человек, размышляя о своем месте в мире.
Мы увидим, насколько эти взгляды могут быть разнообразными
и разветвленными, но зачастую общими для них являются попытки
объяснения Вселенной, происхождения и предназначения человека.
И это приводит к сравнительно немногочисленным выводам
относительно веры а Бога, правил жизни в обществе и т. д.
Затем, после того как сам феномен существования религий
станет более понятным, мы опишем различные религии, стараясь
показать их изнутри. Эта часть сознательно ограничена тем,
что нам представляется наиболее существенным, то есть исторические
факты будут освещаться лишь в той мере, в какой это помогает
понять идейное содержание данной религии.
Отметим, что трудно провести четкую границу между религией
и философией. Религия дает систему взглядов на мир, связанную
в этом изначальный ее смысл  с идеей Бога, в то время
как философия дает просто систему взглядов на мир. Поэтому
есть христианская философия и философия марксистская; есть
христианская религия, но марксистской религии в собственном
смысле этого нет. Некоторые течения мысли, например буддизм,
в действительности являются философиями, хотя очень часто
в них существует культ, который оправдывает отнесение их
к религиям.
Партнерская программа для Вебмастера
Мы будем понимать слово "религия" в широком смысле, что
заставит нас сказать также несколько слов о философиях, дающих
глобальное описание мира, даже если они недвусмысленно исключают
идею Бога, как, например, марксизм.
Чтобы помочь читателю лучше усвоить эту часть, по необходимости
довольно длинную, так как она носит в основном описа" 14

Пролог

w
тельный характер, мы поместили за ней несколько сравнительных
глав, в которых обсуждаются наиболее существенные сходства
и различия религий человечества. В них рассматриваются такие
темы, как святость, молитва, обряды, сверхъестественное,
мораль, религиозная власть и т. д. Мы также рассмотрим эволюцию
религий с точки зрения современности.
Эта часть в целом дает картину (естественно, неполную) тех
форм, которые может принимать то, что называется духовной
жизнью человека.
В заключительной части сделан обзор полного ошибок пути
человека в поисках счастья, описано хрупкое равновесие между
его волей и человеческой природой, а также показана та роль,
на которую претендуют религии в этом отношении.
Очевидно, каждый сделает свои собственные выводы из приводимых
в книге фактов и даваемых им интерпретаций. Тем не менее
нам показалось полезным завершить наш труд несколькими страницами,
содержащими итоговые размышления о более или менее эффективном
характере религий. Неважно, согласится ли с ними читатель;
мы лишь надеемся, что он почувствует, что эта книга написана
для и благодаря Любви, созидательную силу которой человек
испытывает с момента своего рождения.
1, 2,3,4,5 в указании дат жизни имеются расхождения у различных
исследователей.  Примеч. ред.
6 Нитирэн не является родоначальником японского буддизма.
Буддизм в Японии был известен еще в VII в. н. э. (см.,
например: Буддизм в Японии.  M.: Вост. литература,  1993.
 С.  10).  Примеч. ред.
7 Кимбангуизм получил наибольшее развитие в Центральной
Африке.  Примеч. ред.
8 Здесь и далее речь идет о Франции.  Примеч. ред.
1. Мир и человек
а[ествова-1ся наше-сак люди ге естест-тв, кото-анияеще
аститель-,ш стечесть
моле-ительное :ут обра-^a темпе-йвелика. i нужном :ом
близ-[ля этого ) опреде-сь от Соком приюи.
Если
f ОДНОЙ И
(ругая  s. сущест-)астений. эвого ме-"ю, необ-ременная

19

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ


ЗАГАДКА ЖИЗНИ


Самое удивительное в человеке  это сам факт его существования.
Очевидно, мы привыкли к нему и больше не удивляемся нашему
присутствию на Земле. По правде говоря, с тех пор как люди
рождаются, живут и умирают, ничто не кажется нам более естественным,
чем жизнь среди этих двуногих мыслящих существ, которые
обычно создают помимо проблемы своего существования еще и
множество других проблем.
Между тем сама по себе жизнь, даже в ее простейших растительных
и животных формах, чудо, вызванное исключительным стечением
обстоятельств.
Никакая жизнь невозможна без сложных молекул, то есть молекул,
объединяющих строго определенным образом значительное число
различных атомов. Такие объединения атомов могут образовываться
и оставаться устойчивыми только тогда, когда температура
окружающей среды не слишком мала и не слишком велика.
Итак, первое совпадение: Земля находится как раз на нужном
расстоянии от Солнца  не слишком далеко и не слишком близко,
 чтобы на ней реализовывались эти температуры. Для этого
нужно, чтобы Земля вращалась вокруг Солнца со строго определенной
скоростью: при большей скорости она бы удалилась от Солнца
и все бы замерзло, при меньшей скорости мы слишком приблизились
бы к нему и зажарились бы.
Второе совпадение: Земля вращается вокруг своей оси. Если
бы Земля, подобно Луне, всегда была повернута к Солнцу одной
и той же стороной, эта сторона была бы раскаленной, а другая
обледеневшей. Более того, наклон земной оси приводит к
существованию времен года, совпадающих с циклами развития
растений.
Таким образом, жизнь оказывается зависимой от "часового
механизма", точность которого вполне сравнима с точностью,
необходимой при запуске спутников. Однако то, что самая
современная

19

чу                        м. Малерб "Религии человечества"
наука сумела лишь в последнее время создать в малом масштабе,
есть всего лишь имитация великолепного парада планет вокруг
Солнца.
Другое наблюдение, противоречащее нашему повседневному опыту:
наука говорит нам, что Вселенная есть главным образом безбрежная
пустота, в которой материя является большой редкостью. Это
справедливо также и в отношении атомов материи, которые
представляют собой нечто вроде Солнечной системы в миниатюре
с ядром-солнцем и электронами-спутниками: в атоме материя
занимает лишь ничтожную часть всего объема.
Разве не удивительно, что в таких условиях смогли образоваться
сложные молекулы, объединяющие в строгом порядке столько
сравнительно редких атомов?
То, что материя сумела организоваться в столь пустом пространстве,
также должно быть поводом для изумления.
И, наконец, как эти невероятно сложные молекулы смогли объединиться
и образовать живые системы со всем разнообразием видов и
способностью к воспроизводству и совершенствованию?
По теории вероятности, каждое из явлений типа описанных
выше имеет лишь ничтожные шансы произойти, но то, что все
эти явления смогли произойти вместе, бесконечно более удивительно
и невероятно. Для сравнения: выбирая случайным образом четыре
карты из колоды в 52 карты, можно собрать каре тузов в среднем
один раз из 270000, однако вероятность того, что это произойдет
два раза подряд  1 из 73 млрд. Поэтому нельзя без некоторого
беспокойства думать о том количестве благоприятных случайностей,
которые должны были накопиться в течение столетий, чтобы
смогли реализоваться условия появления жизни.
Что же касается самой жизни, то мы до сих пор не очень xoрo1-шо
знаем, что же это такое.
Наконец, в конце этой цепочки невероятностей стоит человек"
который  самая невероятная невероятность!  наделен еще
и до полнительной способностью мыслить.
Могут ли во Вселенной существовать другие планеты, подобные
нашей в отношении условий появления жизни? Разумеется, и
притом, по-видимому, в большом количестве: наше Солнце
лишь одна из многих миллиардов звезд, составляющих нашу Галактику,
а все это огромное скопление звезд  лишь одна из множества
других галактик, которые мы наблюдаем во Вселенной. Хотя,
как мы видели, условия, которыми мы располагаем, являются
исключительными, имеется столько звезд любых типов, на любых
стадиях развития, что вероятность другого чуда, аналогичного
нашему, не так уж мала.

20

МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ                   W
К сожалению, такая констатация ничего не дает. Действитель-1
но, хотя мы можем видеть удаленные звезды, различить планеты,
j которые, быть может, вращаются вокруг них, невозможно;
еще в | течение многих лет мы будем не в состоянии получать
сигналы от { таких планет.
'     Гораздо более серьезное препятствие связано со временем:
соответствующие расстояния настолько велики, что даже если
бы нам удалось принять какое-нибудь сообщение, оно относилось
бы к очень далекому прошлому. Для сравнительно близкой звезды
из нашей Галактики, расположенной, скажем, на расстоянии
1000 световых лет, свет, который мы видим сегодня, по определению
был испущен 1000 лет назад'. Это исключает всякое общение
с возможными обитателями планеты, вращающейся вокруг этой
звезды, так как наш ответ прибыл бы туда еще через 1000 лет2.
Проблема осталась бы той же, если бы мы решили сами добраться
до этого места. Даже путешествуя со скоростью света, чего
мы не умеем и что является абсолютным и пока непреодолимым
пределом скорости, нам потребовалось бы 1000 лет для путешествия
туда и еще столько же на обратную дорогу. Все это означает,
что эти миры определенно находятся вне пределов нашей досягаемости.
Поэтому можно представить себе все, что угодно: миры, совершенно
отличные от того, что существует на Земле, или планеты,
населенные людьми, похожими на нас,  но несомненно, что,
даже если когда-нибудь мы будем располагать доказательствами
их существования, у нас не будет практически никакой возможности
полезного сообщения с ними.
Партнерская программа для Вебмастера
Кроме того, существует еще одно обстоятельство, о котором
обычно забывают: наука утверждает, что вся Вселенная возникла
в результате одного исходного взрыва, который произошел около
15 миллиардов лет назад3, так что все звезды  и молодые,
и старые  происходят из одного и того же начального фейерверка.
Поэтому время эволюции, необходимое для появления жизни
и ее дальнейшего совершенствования, вряд ли сильно отличается
для разных планет. И маловероятно, чтобы жизнь на других
планетах могла располагать существенно большим временем,
чем на Земле, для достижения гораздо более высоких стадий
эволюции  если, конечно, в результате еще одного чуда случайности
процессы эволюции видов не окажутся там замененными прямым
и гладким путем, о чем у нас нет никакой возможности судить.
^S^                        M. Малерб "Религии человечества"

ЗАГАДКА МЫШЛЕНИЯ


Вернемся теперь к загадке существования мышления. Даже если
спонтанная организация материи привела методом проб и ошибок
к появлению структур, способных к развитию, как такой процесс
организации мог превзойти свою исходную цель, то есть выживание?
Можно поверить в то, что у рыбы в высыхающем водоеме жабры
превращаются постепенно в легкие, а плавники  в лапы, но
почему мозг этого существа должен быть занят чем-либо иным,
чем ходьбой вместо плавания и охотой вместо рыбной ловли?
Вся история развития видов показывает, что мозг приспособлен
к условиям существования вида, и не более того.
Однако человеческий мозг способен на несравненно большее:
человек может анализировать свои мысли, представлять себе
неизвестное, направлять свое собственное развитие, по крайней
мере частично, и принимать решения, от которых зависит ближайшее
и далекое будущее.
В некотором смысле мышление освобождает нас от времени:
оно позволяет вернуться в прошлое или устремиться в будущее.
Животные также обладают памятью и тоже могут использовать
свой прошлый опыт для прогнозирования ближайшего будущего.
Однако возможности человеческого мозга далеко превосходят
все, что смог создать животный мир в этом отношении, в особенности
благодаря чрезвычайно развитой способности к коммуникации.
Если мы оказались наделенными таким чудесным средством,
то что нам следует с ним делать? Какого дальнейшего развития
мы можем ожидать?
Есть ли у нас возможность постичь существенно больше, чем
предлагают нам наши органы чувств? Существуют ли еще малоизученные
области, куда мы могли бы направить свои интересы?
Ограничен ли чем-нибудь прогресс нашего вида?..
Эти волнующие, хотя и несколько отвлеченные, вопросы являются
плодом ненасытной жажды знаний, которую создает наша способность
мыслить. Однако прогресс человечества не есть результат
неупорядоченного бурления идей. Наше мышление организуется
в соответствии с методами, которые мы называем научными,
в которых точность сочетается с воображением. Таким образом,
продвигаясь последовательно, мы лучше понимаем мир, в котором
находимся, и воздействуем на него.
Часто одно только изобретение нужного слова или символа
приводило к громадному прогрессу науки: например, переход
от римских цифр к арабским, которыми мы пользуемся сегодня,
произвел революцию в арифметических действиях: попробуйте-ка
произвести умножение, пользуясь римскими цифрами! Аналогич-22
\
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ                  W
дым образом изобретение нуля, знаков четырех операций, символа
квадратного корня привело к существенному прогрессу дальнейших
исследований, которые явились основой нашего материального
прогресса.
Однако наиболее удивительная черта того способа, которым
развивается наше познание,  это наша способность создавать
гипотезы для объяснения явлений природы: наше воображение
интуитивно угадывает объяснение, формализует его в виде
гипотезы, которая затем сопоставляется с реальностью. Если
она оказывается верной, из нее стараются извлечь выводы
о том, как лучше воздействовать на природу. Если гипотеза
оказывается недостаточной или ложной, ее заменяет другая,
которая лучше отражает реальность и позволяет продвинуться
в нашем понимании мира.
Пытаясь преодолеть трудность, состоящую в том, что для нашего
появления на Земле должно было произойти множество очень
маловероятных событий, было бы вполне в духе научного мышления
выдвинуть гипотезу об организующей воле Вселенной.
Задолго до того, как наука стала тем, что она есть, одна
такая гипотеза всегда скрывалась в темных уголках человеческого
мозга  гипотеза о Боге-Создателе.

ГИПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ


Как и в случае множества Других научных гипотез, замена
нашей неспособности понять, почему мы находимся на этой Земле
и что мы здесь делаем, на концепцию Создателя, который захотел,
чтобы это было так, не кажется ни гениальной, ни способной
изменить что-либо существенное в нашей жизни.
Когда в начале XIX в. Ампер, Фарадей и Эрстед проводили
свои первые опыты с электричеством, никто не мог себе представить,
что наступит время, когда повсеместный выход из строя энергосистем
будет представлять смертельную угрозу для всего мира. Когда
в начале XX в. Пьер и Мария Кюри приступили к исследованию
радиоактивности, они не думали ни об атомной, ни о кобальтовой
бомбе.
Гипотеза о Боге-Создателе также содержит сюрпризы. В том,
что касается организации Вселенной и ее развития, она не
дала до настоящего времени каких-либо заметных преимуществ
(но, кстати, и недостатков) по сравнению с другими точками
зрения: является ли Вселенная сотворенной или она случайно
оказалась такой, какая есть, не имеет существенного значения
для таких наук, как физика или астрономия. Ученые  верующие
и неверующие  относятся к этому одинаково: они работают.
Однако эта гипотеза неожиданно оказывается чрезвычайно плодотворной
в области гуманитарных наук. Действительно, если мир (и мы
вместе с ним) был сознательно создан таким, каков он есть,
то совершенно по-другому ставится вопрос о нашем существовании
и даются элементы объяснения явлений, до того наблюдаемых,
но необъяснимых.
Наше индивидуальное развитие и развитие нашего вида в целом
представляются тогда направляемыми этой космической эволюцией
и должны согласовываться с ней: попросту говоря, если мир
создан, то и мы тоже созданы. Мы связаны с процессом Творения
и оказались на Земле неслучайно.

24

ГИПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ                 ЧУ


Но, разумеется, сама по себе гипотеза о таком Боге не может
дать каких-то более конкретных ответов. Она лишь оправдывает
и это уже очень много  существование религий, поскольку
если Бог существует, ничто не запрещает искать Его, но если
бы Он не существовал, это было бы деятельностью, лишенной
всякого смысла4.
Означает ли это, что нельзя выдвинуть другую  атеистическую
гипотезу, а именно гипотезу об отсутствии какого бы то
ни было Бога? Почему бы и нет: вполне законно предположить,
что ничего в этом роде нет; однако при этом остается только
констатировать существование необъяснимого, как древние
галлы отмечали существование молнии, ничего не объясняя.
Имеется полная свобода делать какое-либо предположение или
не делать. Отметим лишь, что наука питается гипотезами и
что отказывать в праве изучать следствия предположения о
Боге-Создателе  это не научный, а доктринерский подход.
Бог-Творец, которого можно представлять себе как научную
гипотезу, выступает как объяснение мира для людей, принадлежащих
к самым различным культурам.
Каждый знает, что для того, чтобы идея Бога родилась в человеческом
сознании, не потребовалось ждать появления ученых и профессиональных
философов. Все известные нам примитивные общества в той или
иной форме придумали себе одного или несколько богов. Они
выражают то, что думают в отношении этого Бога, совершенно
по-другому, чем мы это делаем сегодня.
Попытаемся представить себе, как идея Бога могла родиться
в сознании примитивных обществ.
Даже в самые далекие периоды истории человечества человек
уже жил в обществе и по вечерам, не имея возможности охотиться,
обменивался мыслями и задавал себе вопросы. Организовать
завтрашнюю охоту, рассказать истории о предках, выработать
правила поведения, сказать что-нибудь красивое или необычное
ради удовольствия удовлетворить свое воображение  такими
были проявления того, что сегодня есть научный подход, гуманитарные
науки, философия или искусство. Как развивался этот дух в
течение столетий глубокой древности, канувших в небытие,
когда он, как и сейчас, стремился к горизонтам интуиции
и фантазии? Все вопросы должны были пройти перед человеком:
почему есть добро и зло, можно ли нейтрализовать силы зла
и использовать силы Добра, каков смысл жизни и смерти, ведет
ли смерть куда-нибудь, зависим ли мы от воли превосходящих
нас существ, как нужно вести себя, чтобы жить счастливо,
возможна ли справедливость, существуют ли законы, управляющие
миром, которым подчиняются движение звезд и смена времен
года...

25

^У                        М. Малерб "Религии человечества"
Интуитивно первобытный человек не ограничивал природу только
ее видимыми проявлениями, он чувствовал себя окруженным
силами, которые не в состоянии подчинить себе. Эти силы,
не уточняя их характера, он стал называть Богом.
Конечно, этот Бог был очень близок к человеку. Само собой
разумелось, что с Ним можно было говорить, что следовало
бояться Его гнева. Его всемогущество проявлялось в различных
природных явлениях: громе, затмениях, наводнениях... Бог
представлялся непосредственной и очень близкой причиной этих
явлений, хотя, согласно нашей гипотезе, по отношению к ним
Он выступает значительно более далекой причиной, но все
же причиной.
Итак, существует ли Бог и что Он представляет собой? В шутку
можно сказать, что доказательством существования Бога служит
то, что Его можно найти в словаре. Точнее, раз Он там имеется,
в сознании людей существует идея Бога.
Таким образом, Бога можно представлять себе как научную
гипотезу о сотворении мира или же как имя, даваемое человеком
с древнейших времен всей совокупности непонятных сил, за
которой угадывается существование всемогущего Верховного
Существа. В обоих случаях речь идет об отношении человека
к Богу как к существу, о котором не известно ничего, кроме
того, что Он должен быть Создателем Вселенной.
Так не является ли Бог изобретением человека?
БОГ И ЧЕЛОВЕК: КТО КОГО СОЗДАЛ?
Исходя из факта, что человек существует, можно не задавать
себе вопроса о причине этого или, что то же самое, можно
приписывать его существование случайности и считать, что
в числе множества других изобретений, созданных благодаря
способности мозга к воображению, человек изобрел себе и Создателя.
Такое отношение вполне понятно и логично. Недостатком его
является бесплодность, так как при этом мы отказываемся ставить
проблему существования Бога и, следовательно, проблему Его
взаимоотношений с людьми.
Если Бог существует, то, быть может, человечество имеет
в Нем средство расширить свои горизонты и прийти к новому
знанию, что позволит ему избежать множества ошибок и отклонений.
Отказ от гипотезы о Боге-Создателе имеет и другой недостаток:
приходится отрицать опыт людей, утверждающих, что они встречались
с Богом. Мы обсудим этот вопрос ниже в связи с верой в Бога.
Другая возможность состоит в том, что Бог создал человека.
Идея Бога неотделима от идеи Создателя Вселенной. Если Он
является Создателем Вселенной, то тем самым, прямо или косвенно,

26

ГИПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ                 w
Он является и Создателем человека, который есть часть этой
Вселенной. Человек, создание Бога, есть либо следствие законов
природы, изначально запрограммированных Богом, либо результат
Его воли, выраженной в более явной форме. Важно здесь то,
что Бог пожелал, чтобы мы были. Не так уж важно, как именно
Он это сделал5.
Принятие идеи о том, что мы были созданы Богом, на первый
взгляд сводится к замене случайности Богом, то есть замены
абстрактной и пассивной идеи тем, что, быть может, является
активной Волей, как утверждают некоторые  даже Личностью.
Кажется естественным, что этот Бог, способный создать Вселенную
и человечество, способен также и являть Себя Своим созданиям.
Более того, если такое проявление реально, оно является
сильным аргументом в пользу гипотезы о существовании Бога.
Тогда даже непонятно, как можно обойтись без нее.

ВЕРА В БОГА


Действительно, некоторые люди утверждают, что они располагают
прямым и неопровержимым доказательством существования Бога,
основанным на их личном опыте. Это значительно больше, чем
просто вера, это нечто вроде убежденности, которая радикально
преобразует жизнь тех, кто ее испытал. После этого невозможно,
не рискуя порвать с самим собой, отрицать это присутствие
живое и очевидное. У такого человека нет другого выбора,
кроме как оставаться верным этому Божьему дару, который
называют верой.
Опыт веры непередаваем: о нем можно говорить, попытаться
описать его, но убедительным он является только для того,
кто, в свою очередь, готов его принять.
Иногда вера проявляется внезапно, приходя к человеку, который
искал этого меньше всего на свете. Есть множество примеров,
когда неверующие, даже люди агрессивно-атеистических взглядов,
в какой-то момент убеждались в существовании Бога, позвавшего
их.
Чаще, однако, вера  результат долгого внутреннего развития,
в ходе которого человек просит неизвестного ему Бога явить
себя.
Во всех случаях вера воспринимается как прямая и личная
связь человека верующего с Богом. Она является результатом
обращения Бога к человеку и может касаться каждого человека
по-своему.
Трудно оспаривать сам феномен веры, поскольку мы встречаем
его в странах с самой различной культурой, во все эпохи и
у большого числа индивидуумов. Отрицать существование веры
значит отвергать огромное количество согласующихся между
собой 27
^"У                        М. Малерб "Религии человечества"
человеческих свидетельств. Остается понять, как интерпретировать
эту веру.
Отметим, что гипотеза о Боге делает приемлемым факт существования
феномена веры, в то время как отказ от этой гипотезы заставляет
отвергнуть эти свидетельства, то есть отрицать факт, чтобы
избежать необходимости объяснять его.
Классификация веры как одного из умственных отклонений противоречит
здравому смыслу, так как верующие ведут себя нормально;
нельзя считать ее чем-то вроде галлюцинации, так как вера
может продолжаться всю жизнь, или считать, что она обусловлена
культурно-политическим окружением, так как она широко распространена
в странах типа бывшего СССР, делающих все для борьбы с ней.
Можно было бы сказать, что вера в Бога отнюдь не доказывает
Его существования. Это совершенно правильно, и с давних пор
никто не пытается ничего доказать в этой области.
В то же время удивительно, что для верующих их вера не носит
интеллектуального характера. Речь не идет о выборе  верить
или нет,  который обычно совершается в отношении политических
или экономических доктрин. Вера выступает скорее как некая
данность, которая часто сопровождается не поддающимся описанию
ощущением присутствия Бога.
Учитывая все это, можно сказать, что:
либо вера есть то, чем она кажется верующим, то есть понятное
одним только верующим доказательство существования Бога;
либо у тех, кто называет себя верующими, имеется какое-то
необъяснимое психическое явление, которое они искренне интерпретируют
как существование Бога.
Среди этих двух гипотез более удовлетворительной представляется
первая  по той простой причине, что ссылка на необъясненное
явление ничего не дает, и что большое количество и согласованность
свидетельств самых разных верующих делает малоправдоподобной
гипотезу психического характера.
Итак, даже если начать с анализа феномена веры, мы приходим
к гипотезе о существовании Бога  более плодотворной, чем
другие, и до настоящего времени не противоречащей никаким
фактам.

СЛЕДСТВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА:


СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ


Если признать существование Бога-Творца, место человека
в мире и роль, которую он в этом мире играет, предстают в
совершенно новом свете, но одновременно с этим возникает
ряд проблем, способных довести до головокружения. 28
ГИПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ                 W
Первым следствием возможности существования Бога является
то, что наши средства наблюдения еще более ограничены, чем
нам кажется. Действительно, ни один из наших органов чувств
не позволяет нам убедиться в Его реальности: мы не видим
и не слышим Его. Хотя некоторые верующие осязаемо ощущают
Бога, это происходит, как правило, очень необычными путями,
перед которыми наука безоружна.
Тем самым Бог дает нам урок скромности: мы не в состоянии
обладать Им и даже не можем обладать знанием о Нем. Он очевидным
образом превосходит естественные явления, которые сам создает,
следовательно, Он является сверхъестественным.
Это наблюдение ставит следующий вопрос: только ли один Бог
находится вне сферы нашего восприятия или существуют и другие
сверхъестественные явления, скрытые от нас?
Сверхъестественные явления не являются необходимыми для
существования Бога: Он мог бы создать мир упорядоченный,
как нотная бумага. Однако существование сверхъестественного
не противоречит представлению о Боге.
Ясно одно: сверхъестественное всегда интересовало человека.
Чудеса, видения, ясновидение, телепатия, спиритизм, призраки,
магия и множество других явлений, окруженных загадочностью,
и сегодня будоражат воображение.
Конечно, прогресс науки привел к потере престижа так называемых
оккультных наук. В наши дни ученые уже не ищут философский
камень, и алхимия утратила своих адептов. В то же время,
хотя в промышленно развитых странах наша эпоха стыдится сверхъестественного,
ей не удалось избавиться от него полностью.
В нашем слишком организованном мире воображение испытывает
недостаток простора, в котором наш образ жизни ему отказывает.
Подобно тому, как белошвейка мечтает о прекрасном принце,
какая-то сторона в нас тянется к загадочному. Один мечтает,
читая научно-фантастические романы, другой идет к гадалке
или изучает предсказания Нострадамуса.
Есть ли это просто потребность в отдыхе, забытье, подобном
сну, или какая-то часть нас самих еще не изведана? Является
ли .сверхъестественное миражами или, напротив, соответствует
какой-" реальности, находящейся за пределами науки?
Первое наблюдение: сверхъестественное отступает по мере
про-ieссa науки  когда-то молния выражала гнев богов, а
сегодня это электрический разряд, и можно измерить вызывающую
его разность потенциалов. Второе наблюдение: чем дальше развивается
наука, тем больше появляется новых областей исследования,
еще более широких, чем уже изученные.

29

^У                        М. Малерб "Религии человечества"
В этих условиях, когда ясно, что у науки всегда будут новые
поля для открытий, можно ли предположить, что некоторые другие
области будут закрыты для нее? Иначе говоря, если сверхъестественное
есть совокупность явлений, которые никогда не смогут быть
объяснены законами природы, то есть наукой, то существует
ли это сверхъестественное? Если оно существует, то связано
ли оно с религиями и каков характер этих связей?
Явления, которые наука способна объяснить, при всех связанных
с этим заблуждениях и ошибках,  это явления, для которых
можно построить теорию и затем проверить ее. Это предполагает,
что явление носит повторяющийся или постоянный характер.
Физические науки  оптика, электричество, химия, термодинамика
и т. д.  наблюдают повторяющиеся явления: их можно изолировать,
производить по своему желанию, меняя некоторые параметры,
 короче, с ними можно экспериментировать и проверять правильность
теорий.
Означает ли это, что все, что не есть повторяющееся или
постоянное, находится вне пределов науки? Нет, однако оно
находится вне области так называемых точных наук. Явление,
происходящее всего один раз или очень редко, проходит незамеченным
или не дает возможности выдвинуть точные гипотезы.
Человек  наиболее очевидный пример неповторяющегося явления:
каждый человек уникален. Тем не менее существуют гуманитарные
науки и медицинская наука, однако они не могут претендовать
на ту же точность, что и точные науки; название "наука" они
заслуживают только из-за наиболее серьезных из используемых
ими методов. Их результаты чаще всего имеют лишь статистическую
ценность, и никогда не исключена возможность существенных
отклонений от средней нормы.
В действительности не все может быть уложено в столь простую
схему. Научные опыты никогда не производятся в строго идентичных
условиях места и времени. Только пренебрегая этими различиями,
можно говорить об идентичных опытах. На противоположном
конце  в области гуманитарных наук  существуют очень разные
уровни качества и точности. Так, например, можно довольно
точно установить распределение по возрасту (или по росту)
людей данной нации. Ясно, что сделать это гораздо сложнее
для уровня образования или, еще хуже, для интеллектуальных
или душевных качеств. Попробуйте-ка определить процент людей,
способных сбежать после наезда на пешехода, или тех, кто
не придет на помощь человеку, на которого нападают грабители?
Тем не менее с помощью опросов, исследований и экстраполяции
можно получить некоторое представление о пределах, в которых
заключено данное явление.

30

ГИПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ                 w
Можно ли таким образом подойти к сверхъестественным явлениям?
В определенном смысле  да. Ничто не запрещает провести дорос
для выяснения того, сколько людей в данной популяции верят,
что они видели призрака, разговаривали с умершими, имели
опыт телепатии. То, что получится в результате, будет безусловно
лучше, чем ничего, но не будет иметь научного значения в
собственном смысле этого понятия, так как почти невозможно
точно определить, что подразумевают поставленный вопрос и
даваемый на него ответ. С другой стороны, некоторые явления
могут быть настолько редкими, что для них не существует репрезентативной
выборки.
Несмотря на все это, было бы интересно выяснить, какие из
так называемых сверхъестественных явлений наши современники
встречают наиболее часто: ясновидение или телепатию, ощущение
присутствия Бога или персональный ответ на молитву...
Среди этих явлений некоторые не имеют никакого отношения
к какой бы то ни было религии. Почувствовать симптомы болезни
дорогого существа, предчувствовать очень далекое несчастье
некоторые люди могут либо в исключительных случаях, либо
эпизодически. Наука не в состоянии представить здесь какие-либо
объяснения, тем более что предчувствие, например, возникает
до того, как явление действительно происходит.
В данном случае, если эти явления существуют, речь идет
о паранормальных фактах, в которые Бог не вмешивается более
явно, чем Он это делает с физическими явлениями и законами
природы. Поэтому в них нет ничего религиозного. В то же
время другие столь же необъяснимые явления, напротив, тесно
связаны с религией: мистические видения, исполнение молитв,
чудесные исцеления и т. д.
Подводя итог, можно сказать, что наряду с явлениями, представляющимися
нам нормальными, вполне возможно, существует довольно заметное
количество более редких явлений, к которым научный анализ
плохо применим или неприменим вообще. Их можно назвать паранормальными.
Термин "сверхъестественное" относится главным образом к
тем явлениям  столь же редким и необъяснимым,  в которых
присутствует религиозный элемент. Эта религиозная составляющая
может, в зависимости от того, во что человек верит, интерпретироваться
как вмешательство Бога, дьявола, одного из их посредников
или, например, просто как религиозная упаковка паранор-Уального
явления.
Границу между паранормальным и сверхъестественно-религи-^ным
нелегко провести, и она может быть очень субъективной. Гак,
когда медиум заставляет вращаться столик, одним это кажет31
М: Малерб "Религии человечест,
ся вестью из потустороннего мира, а другие воспринимают
это i явление хотя и паранормальное, но не допускающее какой
бы ни было спиритической интерпретации6.
Зато, что очень важно, сверхъестественное религиозного хар
тера чаще всего проявляется не в паранормальных явлениях.
То. ко верующий замечает вмешательство Бога в события, котор
представляются совершенно нормальными внешнему наблюда лю.
Если, например, мать молится об изменении поведения свos
ребенка и если, в противоположность наиболее вероятному хс
событий, эта молитва исполняется, ничто априори не позволь
объективно приписать полученный результат этой молитве; i
том, что может видеть чужой этой семье человек, нет ничего
паранормального, ни сверхъестественного. Если факты такс
рода случаются (а огромное количество верующих убеждено этом,
то сверхъестественное в этом) случае не проявляется ни в
ч внешне примечательном.
Согласно этой гипотезе, место сверхъестественного в жиз
оказывается несравненно более важным, чем думает большинс!
людей.
Таким образом, то, что называется "сверхъестественны" может
включать в себя существенно различные явления:
природные явления, пока не объясненные, но про котор можно
думать, что когда-нибудь наука доберется и до ни?
очень редкие паранормальные явления, которые поэтому могут
быть научно объяснены, но которые не имеют ника] го отношения
к религии;
паранормальные явления религиозного характера, то есп
которых участвуют неведомые силы, например Бог;
наконец, явления, внешне нормальные, но которые восщ нимаются
их свидетелями или действующими лицами к проявления неведомых
сил, например Бога.
Этот список будет неполным, если не добавить к нему пятую
тегорию явлений, которые некоторым людям кажутся сверхъес'
ственными, но которые в действительности являются просто
ги дом их воображения или суеверия.
Некоторые ученые-атеисты систематически относят к этой ка'
гории все, к чему может относиться прилагательное "сверхъестес
венный".
Таким образом, нет ничего более противоречивого и сомн тельного,
чем сверхъестественное. Отметим, однако, не вынося i этому
поводу какого-либо решительного суждения, что вопрос сверхъестественном
очень важен: если Бог существует, как полаг ет большинство
людей, то его невозможно познать и даже сod вить о нем простейшее
представление с помощью только наш

32

УПОТЕЗА О БОГЕ-СОЗДАТЕЛЕ                 W
бственных средств. Будучи помещенными на пылинку во Вселен-"й,
мы страдаем близорукостью и антропоцентризмом, и было л
странно, если бы это было не так. Мы находимся в развиваю-емся
мире, в котором должны жить и умирать, и нам очень труд-"
представить себе существование, которое происходит вне вре-ени.
Не является ли сверхъестественное чем-то вроде окна в эту
ре-[ьность, бесконечно превосходящую нас и находящуюся в
руках
ожьих?
Чтобы попытаться понять, что такое Бог и чего Он ждет от
нас, лло испробовано множество подходов. Прежде чем рассматри-ть
ответы на эти вопросы, которые дают различные религии, по-юбуем
очертить рамки такого рассмотрения.

ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА


При более внимательном рассмотрении гипотезы о Боге-Создателе
в голову приходят важные вопросы. То, что Бог пожелал нас
создать, уже очень важно, но можно ли узнать о Нем еще что-либо?
Какую цель Он преследовал? Каким образом Он интересуется
нами? Можно ли знать, чего Он ожидает от нас? Какую позицию
нам следует занимать по отношению к Нему?
Религии пытаются дать свои ответы на эти вопросы.
КТО ТАКОЙ БОГ?
Независимо от того, приходим ли мы к Богу посредством гипотез
или через веру, несмотря на разнообразие религий, имеется
почти единодушная тенденция приписывать Богу следующие качества,
которые кажутся неотделимыми от самого Его существования:
Бог вечен, Он находится вне времени, смерть не касается
Его. Точно так же невозможно представить себе, что Бог ограничен
какими-то пространственными рамками: Он находится повсюду,
в мире и вне мира;
Бог является носителем власти и, что очень похоже, знания.
По самой Его природе эта власть абсолютна, а знание бесконечно:
Бог знает все и может все;
власть Бога не ограничена сферой материальных явлений.
Ему не может быть чужда категория качества: Он является
властелином Добра и Зла, Прекрасного и Отвратительного;
Он  Верховный Судья поступков людей. То, что Бог есть властелин
Добра и Зла, ставит неприятную проблему: как и почему Бог
может терпеть зло, присутствие которого, к сожалению, мы
отмечаем повсюду, в том числе и в нас самих? И если Бог терпит
зло, то какой смысл тогда судить людей, ведь потенциальное
зло было заложено в них при их создании?

34

(ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА                W
Этот вопрос неотделим от вопроса о нашей свободе. Наша свобода
и присутствие зла являются в некотором смысле двумя сходными
и взаимодополняющими признаками того факта, что Бог не управляет
всем. Не следует отсюда делать вывод, что Бог предоставил
Свое творение собственной судьбе. Трудно представить себе,
чтобы Он совершенно не интересовался им: зачем бы Он тогда
стал заниматься таким странным делом, как Творение, столь
совершенное со многих точек зрения и столь несовершенное
в других отношениях?
Не будем напрасно беспокоиться: если у Бога есть план относительно
нас и относительно мира, нет ничего удивительного в том,
что мы понимаем его лишь частично, а может быть, и совсем
не понимаем, если такова Его воля. В то же время именно Бог
наделил нас способностью думать. Наш мозг  это инструмент,
который Он создал для нас, и Он, разумеется, желает, чтобы
мы им пользовались.
Поэтому нет никаких причин, мешающих нам поразмышлять о
том, каким может быть план Бога в отношении нас.

1

ПЛАН БОГА


Если Бог создал нас  непосредственно или посредством законов
эволюции,  можно задать себе вопрос: зачем? Этот вопрос
достаточно банален, но это отнюдь не уменьшает его значения.
Ответ, очевидно, зависит лишь от самого Бога: Он может не
говорить ничего, дать "коллективное" объяснение посредством
того, что называется откровением, или ответить в какой-то
более персональной форме.
В зависимости от эпохи, страны или индивидуума могут встретиться
все эти три возможности.
Частым предметом молитв многих верующих является просьба,
чтобы Бог объяснил, зачем мы находимся на этой Земле и чего
Он ждет от нас. Почему бы нам не обсудить этот вопрос в данной
книге, посвященной описанию различных попыток человека прийти
к Богу через религию?
Разумеется, план Бога в отношении человечества не был предметом
публикации в правительственном вестнике. В то же время если
мы созданы Богом, то на своем уровне мы должны обладать определенной
совместимостью с Ним, которая дает нам право думать об этом.
Такая религия, как христианство, утверждает даже, что человек
создан по образу и подобию Божьему7.
Что это может означать?
Ясно, что человек не был создан для того, чтобы быть роботом,
Дисциплинированным служителем, слепо выполняющим приказы,
выходящие за пределы его понимания. Если такова была воля
2*

35

^У                        М. Малерб "Религии человечества"
Божья, можно сказать одно: Ему не удалось добиться своей
цели. Кроме того, можно полагать, что у Бога есть более возвышенные
занятия, чем конструирование автоматов. Он достаточно продемонстрировал
свою способность создать сложный мир  идет ли речь о звездах
или об атомах,  чтобы можно было отвергнуть гипотезу о
человеке как об ошибке творения, тем более что это отнюдь
не льстило бы нашему самолюбию.
Отметим прежде всего ту исключительную скромность, с которой
Бог являет Себя. Она доходит до того, что очень многочисленны
те, кто искренне отрицает Его существование. Поэтому Бог
совершенно не похож на тех диктаторов, которые заставляют
своих подданных исповедовать культ их личности. Наблюдение
жизни, которую Бог предоставил нам вести на Земле, плохо
согласуется с образом самовлюбленного Бога, создавшего человека
только затем, чтобы тот обожал и слушался Его. Свобода, которую
Он нам предоставил, и проявляемая Им скромность заставляют,
скорее, представлять себе такого Бога, который ожидает
привязанности и любви с нашей стороны.
Во всяком случае, приближение к Богу возможно для тех, кто
Его ищет. Мистики всех эпох и всех религий испытывали ясное
ощущение не только Его присутствия, но и тепла и света, исходящих
от Него. Такой контакт не является ни интеллектуальным, ни
физическим и выходит за пределы наших обычных ощущений. Различные
религии сходятся с точностью до нюансов терминологии в том,
что приближение к Богу возможно  к Богу, который интересуется
нами, иногда обращается к нам и зовет нас. Поэтому представляется
вероятным, что Бог позволяет нам искать Его и принимать участие
в том, что можно было бы назвать Его жизнью, Творением и
Любовью.
В некотором смысле мы, создания Божьи, выступаем как подмастерья
на строительной площадке Творения: мы каждый день замечаем,
что творение продолжается, потому что мир развивается,
и мы вносим вклад в это развитие благодаря своим творческим
способностям. В то же время мы являемся предметом этого творения,
и каждый из нас должен строить себя, развиваться и совершенствоваться.
Мы одновременно являемся и действующими лицами, и предметом
Творения.
Это делает более понятным тот факт, что мы сознательно были
созданы несовершенными: свобода, которой мы располагаем,
представляет собой в некотором смысле пространство для развития,
предоставленное нам для нашего расцвета и нашего участия
в построении мира.
Аналогичным образом можно полагать, что если мы все разные
и помещены в очень неравные условия, то это есть условие
для ре-36
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА                w
длизации нашей свободы любить: общество муравьев, все члены
которого внешне совершенно одинаковы, не может обладать способностью
любить; любить другого, который является нашей идентичной
копией, есть просто форма самовлюбленности.

Знакомства

Я ищу в возрасте от до
Таким образом, каждый имеет свою роль и индивидуально находит
свое место в плане Бога. Участие в построении мира может
принимать самые разнообразные формы, причем все они достойны
и одинаково ценны. Служить другим, обеспечивать им средства
к существованию, строить лучшую материальную жизнь, посвятить
свою жизнь Богу в молитве, производить на свет детей и воспитывать
их, повышать свою образованность  все дела, ориентированные
на развитие, желанное Богу, отмечены одинаковым благородством.
Каждый находит собственное призвание в ходе диалога, который
он ищет с Богом.
Наша роль на Земле очевидным образом ограничена нашими собственными
качествами и внешними препятствиями, однако каждый на своем
месте может внести свой вклад в прогресс, хотя бы и минимальный.
Если человек сознательно придерживается такого плана, если
он является помощником Бога в деле творения на Земле, то
он естественным образом может ожидать, что эта связь с Богом,
жест любви с Его стороны, носит более чем просто временный
характер, ограниченный земной жизнью: если Бог вечен, естественно
предположить, что и связь с Ним тоже вечна, а не временна.
Тогда смерть предстает просто как выход из времени, пленниками
которого мы на миг оказались. Сделанный здесь, на Земле,
выбор трудиться для Божьего дела, вносить свой вклад в Его
проект мира будет иметь непреходящее значение и позволит
участвовать в некоторой последующей, пока неизвестной, стадии
Жизни. Таким образом, только те, кто на этой Земле свободно
выбирает следование этому плану, будут отобраны для Вечной
жизни, причем "избранные" будут отбираться "Божественным
правосудием". Зато те, кого такое будущее не интересует и
кто прожил свою жизнь лишь для себя, будут иметь лишь то,
что они получили,  земную жизнь, заканчивающуюся смертью,
 если только Бог не без некоторого лукавства не даст им
увидеть то, чего лишило их такое отношение к жизни.
Стоит ли так напрягать свое воображение, ведь почти ничто
не подтверждает мечтаний такого рода? Однако почти все религии
формулируют удивительные верования в этой более чем туманной
области.
Именно в этом и состоит то "почти ничто", что может оправдать
интерес к этим внешне безумным рассуждениям. Присутствие
во всех или почти всех религиях теорий о потустороннем мире,
ка37
^У                        М. Малерб "Религии человечества"
кими бы невероятными они ни казались, парадоксальным образом
является единственным достоверным признаком существования
этого потустороннего мира. Аналогичным образом каждый из
нас более или менее осознанно надеется продолжить существование
после смерти, даже если мы отбрасываем эту гипотезу и считаем
ее неправдоподобной.
Почему человечество с таким постоянством проявляет интерес
к потустороннему, хотя единственным его конкретным опытом
является смерть  неизбежная и необратимая? В глубине нас
самих есть след чего-то: это не просто напрасная надежда,
как, например, вернуть молодость или стать умным и красивым,
 скорее, мы ощущаем, не умея точно сформулировать это,
нашу совместимость с Вечной жизнью.
К тому же способ выражения этого распространенного верования
довольно неуклюж: поскольку мы не способны выйти из времени,
мы представляем себе вечность как время, которое никогда
не кончается, хотя мы ничего не знаем о ее природе: может
быть, это еще одно измерение, в котором можно перемещаться,
как в пространстве?
Вышеизложенное приводит нас к такому наблюдению: каким бы
путем мы ни пытались приблизиться к Богу  умом или сердцем,
 здесь есть от чего закружиться голове. В принципе в этом
нет ничего удивительного. Удивительным было бы обратное,
ведь Бог бесконечно превосходит нас. Однако поиск Бога, который
предлагают религии, был бы совершенно пустым занятием, если
бы он приводил лишь к фантазиям, оторванным от потребностей
нашей жизни. Конечно, эти величественные рассуждения о плане
Бога и роли, отведенной нам на Земле, есть лишь рискованные
и плохо обоснованные предположения. Никто не обязан их принимать,
однако по меньшей мере нужно проверить, что они согласуются
с тем, что мы наблюдаем вокруг себя.
Высказанные нами гипотезы соответствуют по крайней мере
одному наблюдению из нашего опыта: что мир находится в развитии,
что в нем еще многое предстоит сделать и что люди, в частности,
должны приложить большие усилия, чтобы обеспечить свой собственный
прогресс. Зато этот план Бога, в осуществлении которого
мы участвуем, кажется очень упрощенной и чрезмерно идилличной
схемой. Конечно, Бог не может соблюдать нашу свободу, не
воздерживаясь от явного вмешательства, однако такая позиция
при всех ее педагогических достоинствах обладает тем недостатком,
что она оставляет нас в неуверенности. Как мы можем убедиться,
что мы идем в правильном направлении? 38
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ БОГА                w
С другой стороны, само понятие прогресса человечества от-дюдь
не самоочевидно. Множество пессимистов видят мир разваливающимся
и катящимся к пропасти.
Если мы были созданы Богом любви, то качество нашей жизни
на Земле для многих из нас явно не находится на уровне того,
что Он в Своем всемогуществе мог бы нам предложить. Какова
бы ни была наша часть ответственности за это, мы часто испытываем
ощущение, что мир слишком несовершенен для того, чтобы можно
было поверить в существование Бога любви. Однако является
ли состояние человечества действительно настолько ужасным,
что Бог, если Он существует, мог бы быть только садистом,
раз Он видит наши несчастья и не реагирует?
(СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Если состояние человечества кажется трудно сопоставимым
с планом любви Бога к людям, то это потому, что мы испытываем
два серьезных ограничения:
время, неотвратимо влекущее нас к смерти;
страдание, которое мы встречаем в нашей жизни ежеминутно.
Время  это загадка: Бог не является его пленником, однако
Он пожелал погрузить нас в него, как если бы эта иллюзия
длительности была нам необходима. Очевидно, мы не сможем
прояснить ту роль, которую мы призваны играть в плане Божьем,
если не найдем в себе скромности трезво оценить ценность
нашего времени.
Наше восприятие времени необъективно. Для каждого из нас
оно меняется с возрастом. В детстве каждый год казался нам
бесконечным, а старики испытывают ощущение, что время течет
все быстрее и быстрее.
Мы склонны думать, что дела обстояли гораздо лучше во времена
нашей молодости, не задаваясь вопросом, не связано ли это
ощущение нарастания числа катастроф с более подробной и сознательно
ориентированной на сенсационность информацией.
В целом, однако, если рассматривать большие периоды времени,
трудно оспаривать тот факт, что человечество прогрессирует.
То, что при этом бывали значительные расхождения между различными
культурами, отнюдь не опровергает тот факт, что, несмотря
на ошибки и частичные отступления, общество продолжает Движение
вперед.
Если попытаться честно сравнить состояние человечества несколько
столетий назад с тем, что мы знаем сегодня, то потребуется
определенная слепота, чтобы не заметить происшедшего за это

39

wr                        M. Малерб "Религии человечества"
время удивительного материального и интеллектуального прогресса.
Разве этот прогресс не сопровождался возрастанием достоинства
человека и тем самым улучшением условий для расцвета духовной
жизни?
Разумеется, нам очень трудно оценить духовный прогресс человечества
за один год, однако можно ли всерьез считать, например, что
наши так называемые "очень христианские" короли исходили
из любви к ближнему, развязывая войны из-за обычных вопросов
престижа или наследства? Можно ли верить, что достоинство
человека принималось в расчет во времена, когда практиковались
пытки, причем не только осужденных, но и подследственных?
Если наша эпоха нуждается в оптимизме, то это потому, что
она в чем-то опирается на дикость и варварство предыдущих
столетий, и потому, что она не только измеряет достигнутый
прогресс, но и оценивает объем работы, которая еще предстоит.
Ничто никогда не достигается окончательно. В то же время
эта концепция времени, ведущего нас к прогрессу, не единственно
возможная. Из предположения, что все когда-нибудь должно
исчезнуть, некоторые заключают, что мир ирреален, что источником
наших страданий являются наши желания и что единственный
способ найти путь к абсолюту возможного Бога  это покинуть
эту землю, отказавшись от всех иллюзий, которыми окружают
нас наши страсти. Эти буддистские концепции представляются
весьма далекими от того, что предлагалось выше, но в то же
время они свидетельствуют о той же глубокой вере в относительный
характер нашего присутствия на земле по отношению к ожидающему

Закладка в соц.сетях

Купить

☏ Заказ рекламы: +380504468872

© Ассоциация электронных библиотек Украины

☝ Все материалы сайта (включая статьи, изображения, рекламные объявления и пр.) предназначены только для предварительного ознакомления. Все права на публикации, представленные на сайте принадлежат их законным владельцам. Просим Вас не сохранять копии информации.